ViViсекция электричек: власти Латвии снова опозорились на железной дороге
Лиза Юшкова
Недавно Латвию настиг настоящий электрошок. Закупленные Рижской думой электробусы в мороз неожиданно разряжались и застревали, а с отступлением рождественского мороза начали взрываться трансформаторные подстанции, оставляя без света целые микрорайоны со школами, супермаркетами и, конечно, жителями. Но самой громкой получилась история с электричками: новые изделия чешской «Шкода Вагонка» позорно проиграли составам Рижского вагоностроительного завода (РВЗ), разрушенного современной властью.
Эпопея с электричками длится более 20 лет. Советское наследие исправно работало все годы «независимости», однако после проведения модернизации составов на РВЗ в 2004 году тогдашнее руководство предприятия «Пассажирский поезд» (Pasažieru vilciens) поставило вопрос о закупке новых.
Директор завода Лазарь Райзберг надеялся, что это поможет РВЗ перейти в новую технологическую эру, а владельцы из Felix holdings были готовы выполнить все выдвигавшиеся потенциальными заказчиками условия. Патриотичная общественность также полагала, что в вагоностроении Латвии с его более чем 100-летней историей уместен протекционизм. Новая эра могла открыть перед вагонзаводом традиционные рынки сбыта в постсоветских странах.
Однако национальная гордость латвийских правителей не простирается дальше антироссийской риторики.
Сначала Рижская дума предпочла местному проекту трамвая чешский. Затем настала очередь электричек. РВЗ выступал в тандеме с западными производителями в двух латвийских конкурсах: сначала с канадско-французским «Бомбардье» (2009), затем с испанской «КАФ» (2013). Дуэт с последней даже был признан победителем, однако заключенный договор так и не вступил в силу — РВЗ катился к банкротству.
В 2019 году по итогам четвертого конкурса был заключен контракт на 250 млн евро. Согласно нему, первые специально разработанные для Латвии составы «Шкода Вагонка» обязалась поставить в начале 2022 года. Специалисты утверждают, что спецификация заказа отстала от железнодорожного прогресса примерно на 50 лет, вагоны обладают массой неудобств, не замеченных составителями технических условий, которые сами, видимо, никогда электричками не пользовались...
Под предлогом коронавируса чехи доставили готовые поезда только 24 июня 2022 года и сразу выяснилось, что обкатку на полигоне они не прошли. Тестировать составы пришлось в полевых условиях, что затянулось более чем на год.
В предвкушении поставок «Пассажирский поезд» затеял ребрендинг с разработкой интерьера и экстерьера вагонов, руководства по «визуальной узнаваемости» и книги стиля предприятия. Выбранное название ViVi означало Vienā vilcienā («В одном поезде») и должно было «иллюстрировать перемены, на пути к которым находится “Пассажирский поезд”, качество новых услуг, предлагаемое жителям в ближайшие годы».
15 декабря 2023 года «Шкода» наконец была презентована в присутствии бывшего премьера, ныне еврокомиссарской «шишки» Валдиса Домбровскиса и министра сообщения Каспара Бришкенса.
«Качество новых услуг» не заставило себя ждать: редкий чешский состав мог прибыть на назначенную станцию по расписанию. У одного опустился пантограф, а низковольтная аккумуляторная батарея разрядилась. У другого отказали тормоза. Чтобы освободить пути, пришлось гнать к внезапно образовавшейся «недвижимости» челябинский маневровый локомотив.
Видео «чудо-тандема» оказалось вирусным, породив волну сатирических рисунков на тему и язвительных комментариев в соцсетях. Журналист газеты «Сегодня» и эксперт по транспорту Вадим Фальков констатировал, что из 17 сданных в эксплуатацию поездов к обслуживанию на линии были подготовлены лишь 11, а у пяти из них выявлены различные технические неполадки.
Глава «Пассажирского поезда» и вдохновитель ViVi Роджер Янис Григулис выступил с заявлением, что не ожидал таких проблем с новыми составами — мол, электрички РВЗ могли «привести в чувство» машинист с помощником прямо на линии («молотком и матерком», заметили наблюдатели). А со «Шкодами» прямо беда.
Был объявлен набор новых машинистов с зарплатой 1850 евро «на бумаге», что опять-таки вызвало недоумение общественности: если поезда прибыли в Латвию полтора года назад, почему обслугу для них начинают искать или готовить только сейчас? Почему не годятся опытные машинисты? Чешские инженеры не могут им втолковать правила эксплуатации на ломаном английском языке?
Григулис извинился перед пассажирами, пострадавшими от «качества новых услуг» и по два часа дожидавшимися на перронах назначенных электричек. «Вы можете ехать по своим надобностям на такси», — предложил начальник ViVi, подвизающийся в отрасли сообщений и на железной дороге с 2016 года, с зарплатой 120 тысяч евро за 2022 год. Он выразил уверенность, что выплаченные пострадавшим компенсации за частный извоз вверенное ему предприятие сможет взыскать со «Шкоды».
Министр Бришкенс в этом совсем не уверен. Он признал, что сам, как заказчик, допустил оплошность, не предусмотрев в поездах кронштейны для велосипедов. И гордо сообщил, что «изыскал» дополнительный миллион, чтобы оснастить вагоны такими деталями.
Бдительный Фальков подсчитал, что дополнительные расходы выбьют цену пассажироместа в чешских поездах за рамки конкурсной цены, с чем может не согласиться проигравший «КАФ». Это грозит риском международного суда.
А отставание со сроками поставок и ввода поездов в эксплуатацию может лишить Латвию европейского софинансирования на пассажирский проект.
Тем временем остроумный народ переименовал ViVi в Vai vai — «ай-яй-яй».