Экономика Экономика

Несанкционированный успех: план Запада экономически уничтожить Россию и Беларусь провалился

Россия и Беларусь прошли 2023 год достаточно спокойно, хотя, по задумке Запада, именно в этот период санкции должны были привести к сокрушающим результатам. Москва и Минск не только преодолели последствия введенных ограничений, но и продемонстрировали всему миру, что всемогущество США и их сателлитов осталось в прошлом. Кроме того, прошедший год явно обозначил те области сотрудничества в рамках Союзного государства, которые останутся приоритетными в будущем.

Санкции провалились

Пожалуй, главным результатом 2023 года для России и Беларуси является ставший очевидным провал западных санкций.

Прошедший год в этом плане был по-своему рубежным, поскольку именно к этому времени последствия введенных ограничений должны были сказаться в полной мере.

Беларусь начала подвергаться санкционному давлению после событий 2020 года, когда в стране разразился политический кризис, вызванный итогами президентских выборов. Запад тогда не признал результаты голосования и начал налагать на официальный Минск экономические ограничения, введя три пакета санкций. В 2021 году республика осталась без авиационного сообщения с западными странами, а Литва и Латвия заблокировали экспорт белорусских грузов через свои порты.

Из Беларуси произошел массовый исход IT-компаний и их сотрудников, а ведь до этого IT-сектор, ориентированный преимущественно на обслуживание западных заказчиков, считался едва ли не главным драйвером белорусской экономики.

Россия начала получать один за другим «разящие» пакеты санкций с 2022 года в связи с началом специальной военной операции на Украине. Были наложены многочисленные торгово-экономические ограничения, заморожены активы РФ за рубежом, из страны ушли многие западные бренды и производители, а российские банки были отключены от международной межбанковской системы обмена данными SWIFT.

Очевидно, архитекторы санкций ожидали, что все эти меры будут иметь сокрушительный эффект для российской и белорусской экономик.

Как следствие, они рассчитывали, что произойдет социально-политическая дестабилизация в обеих странах, неугодные Западу «режимы» в Москве и Минске будут сметены, после чего США, ЕС и НАТО получат возможность кроить карту постсоветского пространства по своему усмотрению.

2023 год, однако, наглядно показал, что никакой катастрофы не произошло. Зависимость России и Беларуси от связей с Западом оказалась переоценена, равно как влияние последнего на мировую экономику в целом. Расчет делался на то, что не только западные, но и другие международные игроки перестанут сотрудничать с «токсичными» Минском и Москвой, опасаясь гнева Вашингтона и Брюсселя.

Удивительно, что при этом был проигнорирован опыт таких государств, как Иран, Северная Корея или Куба, которые умудряются жить под западными санкциями десятилетиями, не обладая при этом той ресурсной подушкой, которая есть у России. Негативные последствия введенных ограничений оказались достаточно быстро компенсированы за счет так называемого параллельного импорта, переориентации на китайских производителей, которые с готовностью начали занимать ниши, высвободившиеся после ухода западных компаний, а также программ импортозамещения.

Перестройка российской экономики на фоне противостояния с Западом также открывает новые точки роста и технологического развития в рамках всего Союзного государства.

Оказалось, что США с союзниками больше не являются глобальным монополистами, и страны, не желающие играть по навязанным ими правилам, имеют достаточно большое пространство для маневра.

Новая логистика

Одной из основных проблем для Беларуси в связи с санкциями стала потеря традиционных экспортных маршрутов. Белорусская продукция, идущая на продажу в дальнее зарубежье, в основном шла транзитом через порты в Клайпеде и Вентспилсе.

О политических рисках этих маршрутов и необходимости поиска альтернативы говорили давно, однако в Минске делали ставку на прагматизм властей Литвы и Латвии.

Эти расчеты, однако, были ошибочны. Идеологическая мотивация властей стран Балтии оказалась для них важнее экономических выгод, и они перерезали транзитные пути из «диктаторской» Беларуси, лишившись при этом немалых доходов.

2023 год стал годом становления новой логистики белорусского экспорта. Теперь основными воротами во внешний мир для республики являются порты Ленинградской области и Мурманска. По словам посла Беларуси в России Дмитрия Крутого, в ближайшие два-три года процесс переориентации грузопотока на новые направления будет окончательно завершен.

Это, в свою очередь, может потребовать модернизации железнодорожной инфраструктуры, прежде всего однопутной не электрифицированной линии Витебск — Санкт-Петербург, по которой идет основной поток белорусских грузов.

В области автомобильных сообщений между Беларусью и Россией в 2023 году также произошли значимые подвижки.

В Союзном государстве была запущена своя система страхования «синяя карта», которая пришла на смену международной «зеленой карте», прекратившей работу в обеих странах по политическим причинам.

Минск и Москва подписали соглашение о взаимном признании водительских удостоверений. Теперь, чтобы обменять документ белорусского образца на российский и наоборот, не потребуется сдавать экзамен.

Соглашение о взаимном признании виз, в свою очередь, упростит пребывание и перемещение по территории Союзного государства для граждан третьих стран.

Атомные горизонты

Осенью 2023 года в эксплуатацию был введен второй блок БелАЭС, построенной по проекту Росатома. Однако, по словам Александра Лукашенко, прорабатывается вариант строительства еще двух энергоблоков. Они могут быть размещены на существующей площадке в Островце или на новой в Могилевской области.

Развитие собственной атомной энергетики является одним из главных экономических проектов независимой Беларуси.

Благодаря появлению АЭС в республике идут активная модернизация инфраструктуры и переход на более экологичный электротранспорт — как городской, так и личный. Зарядные станции для электромобилей уже стали обыденным элементом белорусского городского пейзажа.

Очевидно, что вводить в строй новые мощности из расчета экспорта электроэнергии в Прибалтику или Польшу, как это первоначально было задумано с БелАЭС, бессмысленно. Значит, возведение двух дополнительных энергоблоков предполагает новые программы промышленной кооперации в рамках Союзного государства.

 

Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН

Читайте также
8 января
Сегодня западная неолиберальная повестка направлена на агрессивное навязывание всей планете «нормальности» однополых сексуальных отношений и разрушение самого института семьи. В качестве ответа власти России и Беларуси заявили о необходимости пропаганды традиционных ценностей и многодетности. И это понятно, ведь в условиях падения рождаемости по всей Европе выправление демографических показателей в Союзном государстве становится залогом сохранения, развития и процветания россиян и белорусов.
9 января
Финляндия не планирует возобновлять работу КПП на границе с Россией после 14 января.
9 января
Заксобрание Севастополя и Минский городской совет депутатов на площадке международной выставки-форума «Россия» подписали соглашение о сотрудничестве.
9 января
Министр транспорта Латвии Каспарс Бришкенс призвал запретить импорт и транзит зерна из России.