Экономика Экономика

Бездонная пропасть: каковы экономические итоги 2024 года для стран Балтии?

2024 год принес Прибалтийским республикам массу экономических разочарований. Небольшой «косметический» рост ВВП в Литве выглядит совершенно неубедительно на фоне спада экспорта, промышленного производства и социально-экономического самочувствия населения. А у Латвии и Эстонии плохо, в принципе, все. Показатели официальной Риги вообще худшие в Европейском союзе, и это с учетом стремительного роста долговой нагрузки на национальную экономику. Даже провластные грантовые ресурсы не могут полностью скрывать правду и называют утверждения оппозиционных и иностранных экспертов о тотальной деиндустриализации и упадке в Прибалтике лишь «частично» не соответствующими действительности. Однако, несмотря на катастрофические тенденции, балтийские элиты все равно не намерены менять губительный политический курс.

Внутренний валовой продукт Латвии в третьем квартале 2024-го года по сравнению с аналогичным периодом 2023-го снизился на 2,4%. Такую информацию со ссылкой на быструю оценку Центрального статистического управления республики публикуют местные СМИ.

Негативное воздействие на экономику Латвии оказал спад в производящих отраслях (на 4,1%) и в сфере услуг (на 2,3%).

ВВП снизился не только в годовом измерении, но и на 0,4% в сравнении со вторым кварталом. Общий экономический спад за девять месяцев оценивается в 0,7%, однако, судя по имеющимся тенденциям, дальше может быть еще хуже.

Как пишут местные СМИ, падение ВВП Латвии оказалось самым быстрым во всем Евросоюзе. И это с учетом того, что ситуация в ЕС в целом тяжелая.

Эксперты отмечают, что официальной Риге лучше уже сейчас начинать корректировать бюджет на 2025 год, который верстался с учетом летних, значительно более оптимистических прогнозов.

ВВП Литвы в третьем квартале 2024-го вырос на 1,2%. Однако даже такой скромный рост выглядит достаточно странно на фоне остальных экономических показателей республики, о которых речь пойдет ниже.

Валовой внутренний продукт Эстонии в третьем квартале текущего года упал, хоть и не так резко, как латвийский, на 0,7%. Сохранилась негативная тенденция, наблюдавшаяся во втором квартале. Местные эксперты назвали такую динамику «разочаровывающей». Самый болезненный удар экономика Эстонии получила из сферы инвестиций.

Спад в ней составил 15%. Это можно смело называть катастрофой, так как происходящее — не только «недополученные деньги», но и свидетельство недоверия инвесторов к экономике республики в целом.

Это неизбежно запустит цепную реакцию. Компания Ericsson в декабре уже отказалась от строительства нового завода в Эстонии. А это могло бы в теории оказать позитивное влияние на экономическую ситуацию в стране.

«В целом, оценивая данные по динамике ВВП за три квартала, можно сказать, что кумулятивный спад экономики в течение года составил 3,6%. Если предположить, что годовое падение составит 1% (как утверждалось в предыдущих прогнозах), то для этого экономика должна вырасти в четвертом квартале на 2,6%. Глядя на ситуацию в промышленности и строительстве, есть основания опасаться, что такого энергичного конца года все же не будет и итоговый спад скорее составит 1,5% или даже 2%», — заявил эстонским СМИ главный экономист Bigbank Рауль Эаметс.

Объем промышленного производства в Латвии за восемь месяцев 2024-го года сократился на 1,5% по сравнению с соответствующим периодом 2023-го. Сильнее всего, на 4%, упала перерабатывающая промышленность, дающая традиционно самую высокую добавленную стоимость. На 18,4% объем промышленного производства снизился в изготовлении электрооборудования, на 9,8% — в изготовлении автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, на 6,2% — машин, установок и станков и на 2,5% — в производстве напитков. Кроме того, выпуск изделий из металла упал на 12,8%, а продуктов питания — на 1,8%.

По промышленному производству Литвы уже обнародованы предварительные данные за октябрь. Его падение составило 7,5%. Об этом сообщают СМИ со ссылкой на информацию Государственного агентства данных. Сильнее всего на ситуацию повлиял спад на 82,5% в сфере изготовления фармацевтической продукции. Не очень успешным было и производство нефтепродуктов (спад на 34,5%).

Данные по промышленности Эстонии опубликованы, как и по Латвии, за август. Падение этого показателя в восьмом месяце составило 6%. Спад в обрабатывающей промышленности достиг 6,4%, а в энергетике — 5,6%.

Экспорт товаров из Латвии упал за девять месяцев 2024-го года на 2,9%, а конкретно в сентябре — на 7,7%. Продажа электроприборов и электрооборудования в годовом измерении снизилась на 4,9%.

Экспорт товаров из Литвы с января по октябрь 2024 года рухнул на 6,1%. Больше всего сократился вывоз наземных транспортных средств, минерального топлива, машин и механических устройств.

Продолжает сокращаться и эстонский экспорт. В августе 2024-го он упал в годовом измерении на 1%. В частности, снизился вывоз минерального топлива и машин.

Кстати, по итогам 2023-го года ВВП, экспорт и промышленное производство обвалились во всех трех республиках Прибалтики.

Возвращаясь к ситуации в Литве, следует отметить, что с учетом падения промпроизводства и экспорта «экономический рост» в республике выглядит как минимум странным.

Неудивительно, что 63% ее населения, согласно опросу Baltijos Tyrimai, негативно оценивают происходящее в стране.

Если ситуация принципиально не изменится, то рост ВВП, даже виртуальный, уже скоро сойдет на нет.

Эстония и Латвия входят в тройку стран ЕС, имеющих самый высокий темп роста государственного долга в соотношении с ВВП. А госдолг Литвы, по прогнозам экспертов, в 2027 году перевалит за отметку в 50% валового внутреннего продукта.

Эксперты рассуждают о том, что прибалтийские экономики может спасти только увеличение экспорта. Но откуда ему взяться, если ведущие государства Европы на фоне противостояния с Россией сами погружаются в экономический кризис и им не до Латвии или Эстонии, а отношения с РФ и РБ Рига, Вильнюс и Таллин испортили сами?

Зато политические элиты Прибалтийских республик вовсю соревнуются в том, насколько можно поднять долю военных расходов в ВВП страны. Например, президент Литвы Гитанас Науседа заявил о планах потратить на оборону в ближайшее время 5,5% валового внутреннего продукта.

В целом улучшение экономической ситуации в странах Балтии возможно лишь в случае восстановления прагматичных торгово-экономических отношений с РФ и РБ, однако прибалтийские элиты сохраняют конфронтационный курс, позволяющий им осваивать огромные деньги, выделяемые на военные нужды. Стратегическое социально-экономическое развитие стран Балтии их не волнует.

Читайте также
24 декабря 2024
Радикальная национализация школ в Латвии, Литве и Эстонии закономерно привела к огромным проблемам, главной из которых является дефицит учителей. И хотя все больше государств мира называет одной из ключевых своих задач повышение уровня образования населения, есть все основания полагать, что страны Балтии данная тенденция не коснется. Прежде всего потому, что Евросоюз в этом мало заинтересован.
25 декабря 2024
25 декабря жители Прибалтийских республик отмечают свой любимый праздник — Рождество. Его традиционно встречают в кругу семьи и только на следующий день начинают ходить в гости. У жителей Прибалтики существуют богатые рождественские традиции — одни из них местные, другие были позаимствованы у соседей, например, в Германии. Важная часть торжеств — праздничное застолье. Вот только в этом году подготовка к нему доставила многим гражданам этих республик совсем не праздничные ощущения.
26 декабря 2024
2024 год приближается к концу. Для Молдовы он был тяжелым. В стране падают все основные экономические показатели, растут тарифы, закрываются учебные заведения. Власть блокирует независимые СМИ и интернет-ресурсы, возбуждает политические уголовные дела. Кроме того, в Молдове было опробовано особое управленческое ноу-хау, когда главу государства выбирают не местные жители, а представители диаспоры, проживающие за тысячи километров от его границ. И то, что Санду осталась в итоге на второй срок, — новость интереснее падения ВВП и роста госдолга.
27 декабря 2024
Количество проблем в содержании транспортной инфраструктуры в республиках Балтии нарастает. Для того, чтобы решить их, нужны космические суммы, которые взять негде — для местных экономик они неподъемны, а Брюссель больше не горит желанием решать «дорожные» проблемы Балтийских стран. Корень всех бед кроется в том, что содержание транспортной инфраструктуры Латвии, Литвы и Эстонии утратило всякий коммерческий смысл — регион оказался в логистическом тупике, и грузооборот на его территории стремительно обваливается.