Сейм Латвии утвердил бюджет на 2024 год, дав министру финансов широкие полномочия увеличивать долговое бремя республики. Народу при этом оптимистично сулят рост экономики на 2,5% в год, не объясняя, на чем основан расчет. Зато с января вполне официально каждый шестой евро будет тратиться в счет международных кредитов, ежедневная оплата которых уже обходится дороже, чем, например, расходы на демографию в год.
Как говорится, «оговорочка по Фрейду» показывает, что за девять лет каждый евро в кошельке латвийского жителя «похудел» вполовину: 45,5 млрд евро ВВП в 2024 году — это меньше 30 млрд в сопоставимых ценах 2015 года. В 2020 году маастрихтские критерии бездефицитности сменились ковидной вакханалией, в которой первую скрипку исполнила Еврокомиссия.
Вопреки законам ЕС она «приняла на грудь» сразу 800 млрд евро кредитов, то есть дополнительно треть к семилетнему бюджету Евросоюза.
Тут «карта пошла» и странам-участницам: Латвия при правительстве «Нового единства» (Кариньш — Силиня) смогла разогнать ежегодные аппетиты в девять раз: с 214,5 млн бюджетного дефицита в 2019 году до 1,8 млрд в 2024-м.
Лимит государственного долга в 2024 году установлен в 19,3 млрд, однако по десятку выведенных за бюджет статей министр финансов вправе этот лимит превысить. Например, если потребуется помощь Украине или ее гражданам, Латвия будет ее оказывать не от щедрот переполнившегося кошелька, а из ломбардных кредитов.
Да, именно о ломбарде напоминает то, что из прогноза доходов казны в 2026 году исчезло самое ценное государственное предприятие — Латвийские государственные леса. Рыночная стоимость его 1,6 млн за га составляет несколько миллиардов евро, а о сценарии приватизации начали говорить еще в 2021 году.
В 2024 году государственная касса получит 130 млн евро дивидендов от этого предприятия, и это всего 64% его чистой прибыли. Однако на 2025-й запланировано уже вполовину меньше: 58,5 млн, а потом — вообще неизвестность.
По информации из открытых источников, киевский режим уже передал международным корпорациям 70% земли на Украине, чтобы Запад продолжал его финансировать, но продавать латвийские территории, а полученное потом дарить Зеленскому и компании — это больше похоже на шизофрению.
Самое большое безумство принятого бюджета, конечно, не в этом. Главное в том, что, накапливая долги, Министерство финансов побуждает к этому подчиненных — например, самоуправления. Им законами предписывается: хотите выбить европейские субсидии — возьмите кредит, чтобы получить софинансирование сверху. Это, пожалуй, единственная статья займов, к которой у надзорных инстанций не может быть претензий.
Таким образом, всего за пять лет ежедневная плата по взятым государственным кредитам достигла миллиона в день, а в 2025 году составит уже 1,35 млн евро в день. На поддержку демографии Минфин щедро отпустил целый миллион, но на весь 2024 год.
Выплаты по займам превышают все расходы государства на зарплаты учителям, которые невозможно никак повысить. Удавка долгов мешает...
Оппозиционный политик из «Латвии на первом месте», экс-премьер 1990-х годов Вилис Криштопанс упрекает власти в том, что республика намерена потратить 16 млрд, собрав чуть более 14 млрд евро налогов, в то время как куда меньшая Эстония умудряется получать со своих жителей те же 16 млрд. Официальный Таллин при этом не закладывает в государственные расходы дефицит, который не инвестируется ради роста экономики, а банально проедается.
Европейская пропаганда беспокоится, что Россия намерена увеличить военные расходы на 70%. Однако Латвия заложила рост на 100% в течение ближайших пяти лет, причем опять-таки за счет заимствований.
Местная особенность заключается в том, что милитаризация будет осуществляться за рамками бюджета, в так называемых «апроприациях». Раньше таким образом проводили перераспределение полученных казной излишков, теперь делят полученное в долг.
За рамками бюджета оказались расходы на пограничную инфраструктуру (10,4 млн) и укрепление служб госбезопасности (376 млн), строительство зданий для пожарных и полиции, укрепление кибербезопасности и обеспечение непрерывного вещания Латвийского телевидения «при внешней угрозе государству», а также на покупку разнообразной техники и даже промтоваров для гражданского населения при такой угрозе.
В тех же внебюджетных тратах оказались популистские подачки населению: компенсации роста тарифов распределительных электрических сетей и роста кредитных ставок для ипотечных заемщиков. Последняя статья скорее пройдет по разряду самообслуживания: ипотека в Латвии по карману преимущественно госслужащим с высокой официальной зарплатой, из которой они легко могут отдавать банку не более трети ежемесячно.
Таким образом хитроумный латвийский Минфин показал Еврокомиссии бюджетный дефицит в размере 3,8% ВВП (1,7 миллиарда), а дополнительно позволил себе потратить еще 0,9 миллиарда.
Это догоняет разрыв «хочется» и «можется» до 2,6 миллиарда евро, 5,6% ВВП или 16,2% годовых расходов. А поскольку министру финансов позволено выйти за пределы установленного лимита госдолга, эта сумма может оказаться и выше. Вот, например, за счет ковида, который в Латвии никто не отменял...