Экономический разворот: Беларусь выходит на рынки стран глобального Юга
Святослав Князев
Из-за введенных санкций Москва и Минск с впечатляющей скоростью перенаправляют внешнеторговую деятельность и основные транспортные потоки с запада на юг и восток. При этом белорусские производители активно используют российскую инфраструктуру, а объемы грузоперевозок из Беларуси по территории России и перевалка грузов в ее портах стремительно растут. Можно с уверенностью говорить, что западная санкционная «дубинка» сработала совершенно не так, как рассчитывали евроатлантические элиты.
На фоне попыток давления Запада Россия и Беларусь реализуют масштабные экономические и инфраструктурные проекты, направленные на двустороннюю и евразийскую интеграцию. В сентябре 2022 года Москва и Минск подписали межправительственное соглашение о транзите белорусских грузов через территорию России.
«Документ обеспечивает создание альтернативных маршрутов поставки экспортной продукции: перевозка грузов в третьи страны будет осуществляться как через морские порты, так и через наземную транспортную инфраструктуру», — подчеркивалось тогда в официальном сообщении Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси.
Это должно было обеспечить гарантированный доступ хозяйствующих субъектов Беларуси к транспортным услугам российских поставщиков для организации надежных и стабильных экспортных поставок. Впрочем, опыт позитивного взаимодействия в сфере транспорта по «частным» вопросам у Москвы и Минска и без того был немалый. В частности — организация перевалки белорусских нефтепродуктов через российские порты в третьи страны.
На сегодняшний день можно говорить о конкретных результатах договоренностей прошлого года.
Например, уже с января по май 2023 года объем белорусских товаров, перевозимых по российским железным дорогам, вырос в годовом измерении в 3,8 раза, достигнув отметки в 6,7 млн тонн. Перевалка грузов из Беларуси в портах РФ за тот же период выросла в четыре раза и составила 5 млн тонн.
Причем цифры по конкретным категориям еще более впечатляющие. Например, транзит белорусских удобрений через территорию России в 2022 году увеличился в 76 раз. В первом квартале текущего года он подскочил еще в 18,2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2022-го.
88% перевозок пришлись на продукцию «Беларуськалия». Впрочем, ощутимо выросли поставки и других компаний.
Белорусские производители попали под санкции и прекратили перевалку в Клайпеде, но быстро нашли альтернативные маршруты. А вот литовский порт заместить выпавшие объемы грузов так и не смог.
«Как известно, до введения экономических санкций почти 40% белорусского товарного экспорта приходилось на западные страны и Украину. По итогам прошлого года ситуация кардинально изменилась: на эти страны пришлось менее 15% экспорта Беларуси. Взамен значительно выросла доля поставок в страны ЕАЭС — 63% от общего объема товарного экспорта Беларуси, и еще 22% обеспечивает наш экспорт в страны дальней дуги.
Переориентация экспорта помогла обеспечить поставки товаров и услуг в 2022 году на 46,8 млрд долларов. Тогда же сальдо внешней торговли товарами и услугами сложилось положительным, что обеспечило приток валюты и стало дополнительным фактором устойчивости финансового рынка. В первой половине этого года экспорт товаров превысил 19 млрд долларов, что превышает досанкционные объемы за сопоставимый период. В следующем году планируется увеличить экспорт товаров и услуг на 7,6% — до 53 млрд долларов», — сообщила старший преподаватель кафедры экономической теории и маркетинга БГТУ Юлия Абухович.
По ее словам, в 2024 году прирост будет достигаться в первую очередь за счет активизации сотрудничества с Россией и Китаем.
Однако Минск рассчитывает и на другие направления.
Как рассказал в мае 2023 года вице-премьер Николай Снопков, властями Беларуси проработаны транспортно-логистические схемы доставки экспортной продукции в направлении стран Центральной Азии, Азиатско-Тихоокеанского региона, а также с использованием международного транспортного коридора Север — Юг.
Увеличено количество полученных разрешений иностранных государств на осуществление международных автомобильных перевозок грузов по Азербайджану, Кыргызстану, Таджикистану, Турции и Узбекистану.
А на днях замглавы администрации белорусского президента Максим Ермолович заявил в эфире телеканала «Беларусь 1», что Минску в условиях санкций необходимо развивать свою портовую инфраструктуру и торговый флот. По его словам, страна в условиях рестрикций активно развивает поставки в страны Африки, Азии и Латинской Америки.
Он отметил, что белорусские предприятия и уполномоченные ведомства совместно с российскими коллегами прорабатывают железнодорожные логистические маршруты как до портов, так и до конечного потребителя.
РЖД еще в 2022 году сумела переориентировать выпавшие с северо-западного направления объемы трансграничных перевозок на южные и восточные транспортные коридоры. Потоки, которые развернулись от границ стран Прибалтики, оказались перенаправлены в Китай, Иран и Индию. Ими были «подхвачены» и грузы из Беларуси.
«На сегодня белорусским и российским партнерам удалось переориентировать цепочки поставок в сторону дружественных стран. Крупнейшим международным логистическим узлом для Беларуси и России стала Турция. Появились и будут появляться новые маршруты и направления.
Для экспорта своей продукции на внешние рынки Беларусь много лет использовала порты Литвы, Латвии и Украины. Через них же в страну попадала значительная часть импорта. Теперь фокус сместился на восточное направление. Все больше грузов идет в Россию и через нее в Китай. Наиболее популярными стали маршруты из Беларуси в Турцию, Грузию, Казахстан, Узбекистан, Армению», — заявила завкафедрой инновационного развития АПК Белорусского аграрного технического университета Наталья Киреенко.
Согласно данным, которые обнародовал недавно официальный Минск, Беларусь использует сейчас около двадцати российских портов. Наиболее востребованные из них находятся в Ленинградской области и Санкт-Петербурге — туда идут грузы, которые раньше шли через Прибалтику. На них приходится около 80% белорусского морского транзита. Кроме того, активно прорабатывается вопрос использования портовой инфраструктуры Мурманска.
Российская сторона помогает Беларуси, делая скидки на перевалку ряда категорий грузов и предоставляя доступ к дополнительным портовым мощностям.
Как недавно отметил Александр Лукашенко, «узкое место» в российско-белорусском сотрудничестве — ограниченные возможности железнодорожных поставок. Но и эта проблема решаема. Уже прорабатывается проект строительства новой ветки из Беларуси в Санкт-Петербург. Также на повестке дня возведение в России белорусского грузового терминала.
«Мы сегодня одобрили и будем предлагать главам правительств на подписание документ, который регулирует аспекты, связанные с функционированием транспортных коридоров Север — Юг и Запад — Восток. То есть мы переориентировали потоки именно в те страны и на те направления, которые ждут наши товары, пользующиеся спросом и конкурентоспособные на рынках этих стран», — заявил на днях вице-премьер Беларуси Игорь Петришенко.
Впрочем, перспективы у республики еще шире.
После того как Минск отладил механизмы продуктивного сотрудничества с российскими железнодорожниками и портовиками, он может присоединиться ко всем масштабным проектам Москвы. Это Северный морской путь, а также модернизируемые транспортные коридоры, ведущие в Индию, Пакистан, Афганистан, прикаспийские страны, Китай.
На всех этих направлениях может быть широко востребована продукция белорусских машиностроения, сельского хозяйства, химической промышленности, деревообработки. Санкционный «выход из зоны комфорта» открыл перед экономикой Беларуси широчайшие перспективы, а сотрудничество в рамках Союзного государства помогает республике проложить широкую дорогу в будущее.