Двойной удар: поляки целились по Украине, а «зацепили» Латвию
Святослав Князев
Блокада польскими перевозчиками границы с Украиной длится уже второй месяц, однако теперь последствия противостояния «братских» стран начали ощущать на себе и республики Прибалтики. Например, латвийский бизнес ежемесячно несет многомиллионные убытки из-за действий поляков, а сотрудничество с украинскими предприятиями оказалось на грани краха. Но это ничто по сравнению с потерями экономики Незалежной — она буквально рушится на глазах.
История с блокадой европейскими перевозчиками границы с Украиной продолжает набирать обороты. Напомним, польские дальнобойщики приняли принципиальное решение о проведении акций протеста еще в октябре.
Главной причиной их недовольства стало то, что украинские транспортные компании, получив от Брюсселя преференции для свободной перевозки гуманитарных грузов по территории ЕС, создали «серую» схему колоссальных масштабов.
Пересекая границу, они массово брали заказы по демпинговым ценам без соблюдения стандартов технической и экологической безопасности Евросоюза. Больше всего от этого страдали поляки, ранее считавшиеся «королями европейских дорог». Количество въездов украинских грузовиков на территорию Польши за два года выросло в десять раз. Серьезные потери от подобных махинаций также несли Словакия, Венгрия и другие восточноевропейские страны.
В итоге польские перевозчики начали блокировать пограничные переезды, заявив, что продолжат протестовать до тех пор, пока ЕС снова не введет систему разрешений на въезд «незалежных» дальнобойщиков в Европу, как это было раньше, а поляки не получат возможность перемещаться по территории Украины, присоединившись к транспортной системе «Шлях».
На польско-украинской границе образовались очереди из тысяч фур, в которых, по данным СМИ, умерли как минимум два украинских водителя. В конце ноября пошли слухи о том, что Киев достиг неких договоренностей с протестующими, но это оказалось фейком.
Ситуация, напротив, начала обостряться.
Из-за блокады границы начались перебои с доставкой многих товаров на Украину. На транспортные проблемы стали жаловаться промышленники, фармацевты и заправщики. Замминистра инфраструктуры Сергей Деркач публично обвинил поляков в том, что они якобы стопорят фуры с гуманитарной помощью и опасным грузом.
О полной поддержке акции перевозчиков, а также о готовности присоединиться к ней заявили и польские фермеры.
При этом цены на транзит грузов между двумя странами выросли в три раза — до шести тысяч евро за 22 тонны. Поставки продуктов питания с Украины автомобильным транспортом сократились на 5,2% за первые двадцать дней ноября.
«Пропуск транспортных средств через таможенные пункты пропуска на границе с Польшей продолжает снижаться и составил 3700 тонн грузов в сутки по сравнению с пиком в 7500 тонн в сутки месяцем ранее», — рассказали в компании Spike Brokers.
Гендиректор «Украинского клуба аграрного бизнеса» Олег Хоменко заявил, что ситуация на рынке продуктов питания в стране становится критической, а с полок магазинов скоро начнут пропадать привычные продукты.
После смерти очередного водителя в очереди на границе посольство Украины в Варшаве обратилось с нотой в МИД Польши. Однако польские власти все равно не стали оказывать давление на перевозчиков. Местные же СМИ открыто поддерживают участников протеста — они подчеркивают, что речь идет не о политике, а о бизнесе.
Вскоре также стало известно, что блокада начала больно бить и по украинским промышленникам. В пробках застряло множество фур с трубами — одним из важнейших индустриальных товаров Украины. По словам экспертов, если ситуация не разрешится, то уже в ближайшее время ряду украинских заводов придется остановиться.
Мэр Львова Андрей Садовой обозвал польских протестующих «группой маргиналов» и призвал официальную Варшаву вернуться к реальности, прекратив «позорную блокаду». О том, что украинский бизнес, по сути дела, обворовывал соседей, он предпочел дипломатично промолчать. Вполне ожидаемо поляки в ответ не только не успокоились, но и расширили блокаду на четвертый пункт пропуска.
Руководители акции протеста заявили, что считают свои действия воспитательными.
«Есть страна, поведение которой похоже на поведение избалованного ребенка. Когда родитель дарит сладости, покупает игрушки, многое позволяет, ребенок вежлив. Однако когда родитель находится в сложной ситуации и нет средств на завтрак, мороженое, шоколад и Диснейленд, ребенок начинает топать, кричать и валяться на тротуаре. Конечно, виноваты сиделки, которые не воспитали его, но что делать с таким ребенком? Разговор и диалог не помогают», — охарактеризовал отношения Украины с Польшей организатор протеста Рафал Меклер.
В конце концов официальная Варшава все-таки вмешалась в ситуацию, но совсем не так, как того хотелось бы Киеву. Министерство инфраструктуры Польши обратилось к еврокомиссару по транспорту с предложением проанализировать влияние отмены в 2022 году специальных разрешений для перевозчиков с Украины на въезд в ЕС. Кроме того, поляки сообщили в Брюссель о многочисленных нарушениях, допускаемых украинскими дальнобойщиками.
Киевский режим на этом фоне горестно констатировал, что объем экспорта с Украины через западную границу рухнул на 40%. Но и это не предел. На акции протеста уже выходят словацкие и венгерские перевозчики.
При этом поляки иронично заметили, что после начала налоговых проверок машин с гуманитарной помощью на въезд в Украину «внезапно» стало гораздо меньше.
«Слушайте, дамы и господа, с четверга машин с гуманитарной помощью вдруг стало гораздо меньше, потому что украинские водители сообщили своему начальству, что документы будут проверены и, возможно, будут возбуждены уголовные дела, потому что подделка документов наказуема. Этого транспорта сразу стало гораздо меньше. Видите ли, это сами водители, сами украинские компании обманывают свою страну и друг друга. Кто имеет право путешествовать, а кто нет», — заявил Яцек Сокол из польского Комитета защиты перевозчиков и работодателей транспорта.
По иронии судьбы события на украинско-польской границе рикошетом ударили по другим марионеткам Запада — странам Прибалтики.
Из-за блокады несут серьезные потери, например, латвийские производители продуктов питания. Речь пока идет о 30 млн евро в месяц, но сумма может вырасти еще больше. Местные компании в последнее время активно закупали на Украине агросырье — в частности, кукурузу и подсолнечное масло. Теперь все это поставляется с огромными задержками и совсем по другим ценам, чем раньше.
«Вовлечены многие предприятия, все это создает очень большие проблемы для них… Мы очень ждем быстрого решения от нашего Министерства иностранных дел… Это ведь затрагивает не только Латвию, но и Литву, и другие страны. Там такие очереди... Вместо двух дней везут две недели. Это ведь тоже непорядок. Там стоят не только наши машины, но и украинские, потому что зачастую именно украинский транспорт везет к нам это сырье. Там даже развернуться негде, чтобы уехать, они просто стоят в очереди», — сообщила глава Латвийской федерации производителей продуктов питания Инара Шуре.
Послы Литвы, Латвии и Эстонии в Варшаве объявили демарш польским властям из-за блокады границы с Украиной.
«Это привело к сложной ситуации, которая создает проблемы для других перевозчиков и дополнительные трудности для украинской экономики», — говорится в их заявлении.
Но нужно признать, что прибалтийские режимы, по сути, сами наказали себя и своих предпринимателей.
Ведь Вильнюс, Рига и Таллин по собственной инициативе закрыли большую часть своих КПП (с Россией и Беларусью) и ограничили торговлю с крупнейшими соседями. Теперь любой кризис вроде украино-польского больно бьет по карману жителей стран Прибалтики. И жаловаться в данном случае им стоит исключительно на уровень адекватности своих руководителей.