Удобный инструмент: кто и для чего использует протесты фермеров в Молдове
Максим Камеррер
В последние дни в Молдове снова начали бастовать фермеры. Поставленные на грань разорения и доведенные до отчаяния аграрии пытаются достучаться до властей, умоляя обратить внимание на свое бедственное положение. При этом представители режима Майи Санду открытым текстом заявляют, что требования сельхозпроизводителей выполнять не намерены. Более того, все проевропейские политические силы в республике пытаются «оседлать» протест, преследуя свои корыстные интересы.
Присутствие на центральной площади и улицах Кишинева сельскохозяйственной техники становится печальной традицией. Терпение молдавских фермеров в очередной раз лопнуло: порядка 150 тракторов прибыло в столицу практически со всех районов страны, чтобы напомнить правительству во главе с Дорином Речаном и президенту Майе Санду о тяжелейшем положении, в котором очутились аграрии. Регулярность подобных протестов говорит о том, что сельское хозяйство Молдовы находится в предсмертном состоянии.
Сегодня правящий режим столкнулся с теми же проблемами, за которые нещадно критиковал предшественников.
Придя к власти, PAS отказалась решать проблемы фермеров и в целом помогать проживающим в селах молдаванам. Людей обманывают, разглагольствуя о программе «Европейское село», на которую Евросоюз выделил значительные средства. По факту же был лишь ужесточен порядок выделения помощи и активизирована пропагандистская работа в соцсетях.
Причем если четыре года назад Игорь Гросу и Майя Санду митинговали вместе с аграриями, призывая их перекрывать движение транспорта и более активно добиваться своих требований, то в этом году на протестующих натравили полицию и спецназ еще на подъезде к Кишиневу.
Нынешний всплеск протестной активности обусловлен прежде всего тем, что молдавские фермеры потеряли традиционные рынки сбыта своей продукции — Россию и страны СНГ — и не получили альтернативы в виде европейских.
Подписанный в 2014 году Договор об ассоциации с ЕС привел к открытию рынка Молдовы для западной продукции, с которой местные производители не смогли конкурировать, и «обрубил» возможность развития восточного направления. Несколько засушливых лет также внесли свой вклад в то, что значительная часть молдавских фермеров оказалась в бедственном положении, не имея возможности не только возвращать, но даже обслуживать взятые на расширение производства кредиты.
Последней каплей, переполнившей терпение аграриев, стал поток украинской пшеницы и других зерновых культур, который в настоящее время проходит транзитом через территорию республики. Это обрушило цены на молдавское зерно ниже его себестоимости. В итоге фермеры оказались вынуждены выйти на улицы Кишинева, так как они вот-вот потеряют результат своего огромного труда.
Стоит отметить, что требования у них не какие-то заоблачные, и правительство вполне способно их удовлетворить: мораторий на штрафы по кредитам и решение вопроса с украинской продукцией на внутреннем рынке.
В отличие от протестов трехлетней давности, которые организовывала находившаяся тогда в оппозиции партия Санду, сегодня фермеры далеко не так агрессивны. Они скромно выставили свои трактора на площади, ездят по улицам и ждут, пока их лидер проводит переговоры с властями. Однако особых подвижек тут не наблюдается.
Министр сельского хозяйства Владимир Боля заявил, что требования аграриев не могут быть выполнены. В ответ ассоциация «Сила фермеров», организовавшая нынешний протест, обвинила Минсельхоз в лоббировании интересов крупнейшего агропромышленного холдинга Trans-Oil, мажоритарным акционером которого является гражданин США. Происходит это, по мнению митингующих, в ущерб молдавским фермерам и в угоду украинскому экспорту.
Председатель Партии развития и консолидации Молдовы, экс-премьер Ион Кику посоветовал протестующим отойти от требования о моратории на взыскивание кредитов, поскольку режим Санду не способен, да и не желает идти наперекор банковскому сектору Молдовы, который уже практически полностью перешел под контроль западных финансовых организаций — в первую очередь ЕБРР.
Вместо этого он предложил фермерам ставить перед собой реальные цели и добиваться от Комиссии по ЧС, которую возглавляет премьер Речан, выделения таможенно-пограничных пунктов строго для молдавских аграриев, отправляющих продукцию за рубеж.
Сегодня молдавские экспортеры сельхозпродукции вынуждены простаивать на таможенных переходах в огромных очередях, сформированных идущими с Украины зерновозами. Кику отметил, что выделить такие пункты — полностью в правах Комиссии. По сути, политик, против которого ныне протестующие аграрии под руководством Санду и компании выступали в 2020 году, дает дельный совет.
Тем временем властям фермеры и их проблемы явно надоели. Это выражается как в риторике официальных лиц, так и в действиях силовиков. Например, митингующих встретил спецназ со слезоточивым газом. А по статье «Угроза или насилие в отношении должностного лица или лица, выполняющего общественный долг» в отношении группы людей заведено уголовное дело после того, как трактористы на въезде в Кишинев оттащили с дороги автомобиль полиции, преграждавший им путь.
Пока же аграрии протестуют в центре столицы, президент Молдовы путешествует по Европе, премьер ездит по районам республики, а спикер парламента принимает украинского коллегу.
Более того, если судить по предложенному на 2024 год бюджету, то ситуация для молдавских сельхозпроизводителей только ухудшится.
«Майя Санду услышала протестующих фермеров — в бюджете на 2024 год для Фонда развития сельского хозяйства предусмотрено 1,6 млрд леев. То есть на 100 млн меньше, чем в 2023-м», — сообщил Кику.
Это, как пояснил экс-премьер, связано с тем, что на 7% повысится акциз на дизтопливо. Еще одна новость от правительства: на молдавский рынок в ближайшее время поступит порядка 300 000 тонн подсолнечника с Украины, что неминуемо обрушит цены на него внутри самой Молдовы.
Среди фермеров быстрыми темпами растет осознание того, что власть даже не собирается идти им навстречу и решать их проблемы.
Недавно лидеры протестующих были приглашены на один из молдавских телеканалов, где они рассказали о сложившейся ситуации. Серджиу Стефанко заявил: «Я участвовал в протесте в 2020-м. Я и коллеги возлагали надежды, говорили, что тогда неугодных отстранили от власти. Фейсбук (запрещен в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской — прим. RuBaltic.Ru) был полон заявлениями Майи Санду, Игоря Гросу, Владимира Боли. Гросу приезжал и говорил, что надо идти на Кишинев. Нас использовали. Я тогда чувствовал, что нас используют».
Используют их и сегодня. Делают это представители тех проевропейских сил Молдовы, которые сами хотели бы занять место Санду и PAS, пытаясь продемонстрировать западным кураторам, насколько действующая власть нуждается в замене.
Пытается сыграть на протестах и сама Санду для обоснования новых запросов в Брюссель о финансировании правящего режима. Действия этих дорвавшихся до власти временщиков наводят на мысль, что их больше заботят интересы украинских сельхозпроизводителей, которые, демпингуя на молдавском рынке, обрекают своих коллег в Молдове на банкротство.
По большому счету, никому из проевропейских политиков в республике до местных аграриев дела нет.
Их разорение будет только способствовать скупке молдавских черноземов западными агрохолдингами, которые уже тем или иным образом контролируют до 30% сельскохозяйственных земель в стране. По сути, именно это и является реальной «евроинтеграцией» Молдовы.