Экономика Экономика

Западные санкции ускорили создание единой транспортной системы России и Беларуси

Развитие единой транспортной инфраструктуры — залог успешности любого интеграционного объединения. Союзное государство России и Беларуси не является исключением. Эта задача приобрела особенную актуальность в условиях геополитической конфронтации с Западом, когда укрепление внутренних логистических связей стало однозначным приоритетом. И на этом направлении уже есть заметные достижения.

Россия и Беларусь в этом смысле находятся в выигрышном положении, поскольку их общая логистическая инфраструктура была сформирована еще во времена Российской империи и СССР. Этим ситуация в Союзном государстве принципиально отличается от положения в Евросоюзе, система транспортных сообщений которого создавалась из разрозненных фрагментов.

Так, до сих пор в ЕС сохраняются три разных стандарта железнодорожной колеи — русская 1520 мм (Литва, Латвия, Эстония и Финляндия), европейская 1435 мм (страны Центральной и Западной Европы) и иберийская 1668 мм (Испания, Португалия). Разумеется, это создает определенные затруднения во внутриевропейских перевозках.

Например, республики Прибалтики до сих пор не смогли уйти от советского инфраструктурного наследия. Из-за этого они практически не имеют прямого железнодорожного сообщения с остальными странами ЕС.

Проект железнодорожной магистрали европейского стандарта Rail Baltica упорно буксует и по самым оптимистическим оценкам будет завершен только к 2030 году.

Кроме того, Литва, Латвия и Эстония до сих пор зависят от энергетического кольца БРЭЛЛ, связывающего их с энергосистемами Беларуси и России, хотя прибалтийские страны и грозятся выйти из него в 2025 году.

В Союзном государстве подобных проблем нет. Единые технологические стандарты и транспортная инфраструктура были сформированы еще в советское время. Основная задача сейчас — развивать и приумножать это наследие.

Конечно, за тридцать лет раздельного существования в логистической сфере России и Беларуси также накопились определенные различия и возникли препоны политико-административного характера.

Так, пассажирское железнодорожное сообщение внутри Союзного государства страдает от действия межгосударственного тарифа, который стал действовать после распада СССР. Он привязан к швейцарскому франку и существенно взвинчивает цены на пассажирские перевозки. Например, стоимость проезда в плацкартном вагоне между Минском и Москвой сопоставима с ценой купейного билета на поезд «Красная стрела» Санкт-Петербург — Москва.

Притчей во языцех стал казус поезда Калининград — Москва, на котором из Калининграда дешевле доехать в Смоленск, чем в Минск, хотя последний находится на 400 км ближе.

Межгосударственный тариф оказывает поистине удушающее воздействие на железнодорожные перевозки между Россией и Беларусью, а количество маршрутов и поездов имеет тенденцию к постоянному сокращению.

Во многом аналогичная ситуация складывается и в сфере авиасообщений.

Негласная монополия национального перевозчика «Белавиа» на белорусском рынке затрудняет работу для российских операторов. Из-за этого сеть маршрутов между городами двух стран остается весьма ограниченной, а цены формируются не на конкурентной основе.

До событий 2020–2022 годов складывалась парадоксальная ситуация, когда многие белорусы чаще бывали в странах ЕС, чем в России. Естественно, это сказывалось на общественных настроениях и стало одной из предпосылок того политического катаклизма, который Беларусь пережила в августе 2020-го.

Сегодня, когда Запад в одностороннем порядке почти полностью отгородился от Беларуси и России, обе страны получили хороший шанс на развитие более тесных связей друг с другом. Это касается как пассажирского, так и грузового сообщения.

В сфере грузоперевозок ситуация выглядит более оптимистично.

Из-за транспортной блокады со стороны ЕС Беларусь была вынуждена переориентировать свой экспорт на Россию. В настоящее время порты Ленинградской области и Мурманска становятся для республики основным окном в мир.

Это, в свою очередь, потребует инвестиций в модернизацию логистической инфраструктуры, прежде всего железнодорожного хода Витебск — Санкт-Петербург, по которому идет основной объем белорусского транзита. Сегодня это однопутная не электрифицированная линия, которая работает на пределе своих пропускных возможностей.

Беларусь, со своей стороны, играет важнейшую роль в обеспечении перевозок в Калининградскую область. Белорусская железная дорога и РЖД договорились о совместной работе по модернизации железнодорожной инфраструктуры на территории республики, обеспечивающей транзит в российский эксклав.

Не менее важной областью сотрудничества является производство нового подвижного состава.

Беларусь давно осуществляет поставки всей номенклатуры городского пассажирского транспорта в Россию — автобусы, троллейбусы, трамваи, электробусы. В этом году в Нижегородской области было запущено совместное белорусско-российское производство трамваев и электробусов под брендом МиНиН.

Россия, со своей стороны, будет поставлять поезда марки «Москва» для Минского метрополитена. Первые из них ожидаются уже в наступающем году. Сегодня в метро Минска большинство поездов — российского производства, в основном это старые модели, так называемые «номерные».

В 2020 году была закуплена небольшая партия поездов швейцарского концерна «Штадлер», собранных на белорусском предприятии. Однако сотрудничество со швейцарцами прервалось по политическим причинам, а сама судьба завода в Фаниполе теперь под большим вопросом.

Белорусская железная дорога также испытывает возрастающую потребность в закупках новых электро- и дизель-поездов, пассажирских вагонов, маневровых локомотивов и прочего.

Недавно руководство компании озвучило планы по списанию всего подвижного состава советского производства к 2034 году — на сегодняшний день это основа парка пригородных поездов в Беларуси. Российские производители готовы предоставить всю номенклатуру техники, необходимой для железных дорог республики.

Со своей стороны, «Белавиа» заявила о готовности закупать самолеты «Сухой Суперджет» и МС-21 производства РФ. В настоящее время основу парка белорусского перевозчика составляют «Боинги» и «Эмбраеры». Из-за западных санкций компания уже лишилась половины самолетов, находившихся в лизинге. Поэтому переход на российские аналоги является вопросом жизненной необходимости. Кроме того, в Беларуси планируется развернуть совместное с Россией производство пассажирских самолетов малой вместимости.

Таким образом, Россия и Беларусь имеют хороший задел, чтобы создать эффективно функционирующую единую транспортную систему Союзного государства.

Дело за малым — политической волей и готовностью снимать избыточные административные барьеры, все еще сохраняющиеся между обеими странами.

 

Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН

Читайте также
30 ноября 2023
Совет по конкуренции назначил Министерству транспорта и коммуникаций Литвы 40,53 тысячи евро штрафа за ограничение доступа к государственной железнодорожной инфраструктуре и конкуренцию.
1 декабря 2023
Россия и Беларусь заблокировали кандидатуру Эстонии в качестве председателя ОБСЕ на будущий год. Официальный Таллин поплатился за свою оголтелую русофобию, лишившись удобной площадки для своих антироссийских выпадов. Если раньше прибалтийская республика страдала из-за своих неадекватных действий преимущественно экономически, то теперь подорванными оказались и ее политические позиции на международной арене.
1 декабря 2023
Пожалуй, единственное, что Майя Санду и PAS могут предъявить молдаванам в качестве успешности своего правления, это предоставление Молдове статуса кандидата на вступление в ЕС. Насколько реальны шансы республики стать полноправным членом Евросоюза? Улучшилось ли социально-экономическое положение жителей страны? Почему число сторонников евроинтеграции в Молдове падает? На эти и другие вопросы в интервью RuBaltic.Ru ответили историк, политолог, депутат парламента Молдовы в 2010–2014 годах Зураб Тодуа и политолог, независимый аналитик Корнелиу Чуря.
1 декабря 2023
Украинские водители разгневаны акцией польских перевозчиков и фермеров, устроивших протест на границе, и называют их пиратами.