Бей своих, чтобы чужие боялись: антироссийские запреты Еврокомиссии осушают бюджет Латвии
Лиза Юшкова
Еврокомиссия в поисках очередного способа ударить по России запретила ее гражданам ввозить на территорию ЕС личное имущество от вешалок до автомобилей, трактуя это как «неразрешенный импорт». Россиянам, перемещавшимся по «демократическим просторам» на собственных авто, в Латвии теперь грозят конфискацией... в пользу Украины, если они не перерегистрируют машины на местные номера. Эта процедура обставлена таким количеством препон и поборов, что владельцы начали массово возвращать автомобили на родину, а официальная Рига потеряла еще один ручеек налоговых доходов.
До 12 сентября, когда Латвия запретила пересечение своих границ на машинах с российскими и белорусскими номерами, их эксплуатация разрешалась при оплате виньетки, стоимость которой варьировалась в зависимости от полной массы, от 28 до 44 евро в месяц. На таких авто невозможно было пройти техосмотр, однако за подобие проверки следовало заплатить 55 евро в год. Штраф за несоблюдение того и другого требования составлял от 400 евро.
Все перечисленное составляло доход государства.
Кроме того, владельцам следовало купить полис обязательного страхования гражданской ответственности (от 150 евро в год), который по решению Еврокомиссии с 2024 года должен быть непрерывным (ездишь, не ездишь — плати). Разумеется, будучи в Латвии, россияне покупали дорогой латвийский бензин, до половины в цене которого (в настоящий момент около 1,75 евро за литр) составляют налоги — акцизный и НДС.
Когда зашла речь о запрете на эксплуатацию машин с российскими и белорусскими номерами, Ассоциация автоторговцев испугалась, что их легализация поломает им бизнес. И предложила ввести дополнительную сертификацию. Мол, непонятно, по каким техническим нормам машины эксплуатируются за границей, хорошо бы их проверить.
В реальности никакой проверки не проводится, просто некий специалист выдает бумажку о соответствии минимум за 800 евро. Так же, как выдаются справки о здоровье водителям, — платишь 40 евро, и дадут хоть слепому и глухому.
Сами законодатели вписали в правила перерегистрации обязательную уплату ввозных налогов (НДС 21% от стоимости авто плюс пошлина) и удивительный пункт о «проверке благонадежности». Как ее планируется тестировать, непонятно, а поскольку этот пункт позволяет отказать в переоформлении уже после оплаты налогов, россияне сочли за благо вернуть свои машины по месту постоянной прописки. Цены на автомобили в России традиционно выше, чем в Европе, поэтому при продаже можно выручить сумму, достаточную для приобретения авто аналогичного класса уже в Латвии, и еще останется.
Два транспортных средства все же прошли перерегистрацию в Латвии. Это антикварные образцы: «Мерседес» 1939 года выпуска (наверное, на таком ездил Штирлиц), и ретромотоцикл.
Дирекция безопасности дорожного движения не имела данных о количестве машин с российскими номерами на сентябрь 2023 года. Было известно только о количестве зафиксированных фоторадарами нарушений скоростного режима.
В 2021 году россияне лидировали, превысив скорость 16693 раза, втрое чаще, чем украинцы (5172), потом шли молдаване (3445). В 2022 году на место главных гонщиков вырвались украинцы (28487), на российских машинах норму превысили 21076 раз, на молдавских — 3656. В 2023 году выходцы из Незалежной ушли в отрыв, совершив 18574 нарушений ПДД в сравнении с 7196 у россиян и 1996 у молдаван.
Если теоретически предположить, что половина из нарушителей проживает в Латвии (ведь нарушать могли и транзитные путешественники), то сейчас в стране находится 2-3 тысячи авто с российской регистрацией, которые только на виньетках приносили бюджету примерно 1,3 млн евро.
Интересно, что правовые основы для запрета въезда на личных машинах весьма зыбки.
Сообщив о запрете импорта и ввоза товаров «российского происхождения» 8 сентября, Еврокомиссия таким образом трактовала не только произведенные в России, но и растаможенные там предметы. Брюссель распространил действие своих санкций на личные вещи туристов, что является грубым вмешательством в частную жизнь. А потому вскоре появилось пояснение, что опубликованный список носит рекомендательный характер и «государствам-членам надо самостоятельно решать, как установить запреты».
Поэтому потребовалось разрабатывать и принимать национальные законы на этот счет и соответственно принимать на себя ответственность за то, что эти самые законы будут противоречить международному частному праву. В Германии уже происходят суды относительно подобных случаев.
Еврокомиссия декларировала, что «разумная цель» введенных ею санкций — уменьшить ресурсы России. Правда, пока выходит все с точностью до наоборот — запрет на въезд россиян уже заметно сказался, например, на туризме европейских стран.
Доходы соответствующей отрасли в Латвии сократились на 30% в сравнении с 2019 годом из-за потери российского рынка, сообщил глава Ассоциации гостиниц и ресторанов Андрис Калныньш. Возместить их за счет других направлений не удалось.
Машинами же с российскими номерами в Латвии в основном пользовались разнообразные «беженцы от режима», которых абсурдная кампания давления снова толкает в объятия покинутой родины.
Неужели европейцы опять высекли сами себя?