Дорого жить не запретишь: страны Прибалтики подписали приговор своим экономикам
Николай Ульянов
Для стран Прибалтики ситуацию, которая сложилась после введения антироссийских санкций, иначе как идеальным штормом не назовешь. Они обгоняют практически всю Европу по темпам роста цен на электричество, но отказываться от выхода из общей с Россией и Беларусью энергосистемы не намерены. Помимо этого экономики трех республик балансируют на грани рецессии, потребительские цены растут, а население получает космические «платежки». Впрочем, та линия, которой придерживаются местные «элиты», даже в условиях политического штиля способна утопить Литву, Латвию и Эстонию.
В конце октября независимый поставщик Elektrum Lietuva сообщил, что цена на электроэнергию в Литве, Латвии и Эстонии в конце октября выросла на 49% — до 130,85 евро за МВт/ч. В качестве причины указывалось сокращение выработки электроэнергии ветрогенераторами в странах Северной Европы за неделю на 41%, а в Прибалтике — на 48%.
По данным Eurostat, за первые шесть месяцев этого года цены на электричество в Литве выросли на 88%.
В итоге республика заняла «почетное» второе место в Европе по данному показателю, пропустив вперед Нидерланды.
В конце августа в «Латвэнерго» сообщали, что средненедельная цена на электроэнергию в Латвии и Литве выросла на 81%, составив 116,17 евро за МВт/ч, тогда как в Эстонии ценник оказался на уровне в 79,4 евро. Столь значительная разница тогда объяснялась ремонтом.
Подобные скачки на прибалтийском рынке электроэнергии не в новинку. В марте 2022 года стоимость мегаватта составляла 167,22 евро, что оказалось на 284% выше, чем 12 месяцами ранее. Антирекорд же поставлен в декабре 2021 года — 207,4 евро за МВт/ч. Тогда это было вызвано падением ветровой выработки, ростом цен на газ и высоким уровнем выбросов углекислого газа.
Для сравнения, в конце августа в Польше цена выросла на 21% до 104,23 евро за МВт/ч, в Германии — до 100,43 евро, а в Австрии — до 97,53 евро.
Как видим, в крупнейших экономиках Европы обстановка с энергетикой удручающая, но страны Прибалтики даже на этом фоне вне конкуренции. Кстати, в ЕС сегодня наконец начали публиковать материалы о последствиях «зеленой» авантюры. Не поздно ли?
Так, в середине октября немецкое издание Focus выпустило статью, где указывалось, что политика по закрытию АЭС в то время, когда другие страны, наоборот, открывают новые станции, является глупостью. Причем дело не столько в Германии, сколько в европейском «зеленом» курсе вообще. Последствиями данного решения стали экономическая рецессия, набирающая ход деиндустриализация и разорение местного бизнеса.
Однако, по словам автора, немецкие элиты отказываются признавать очевидное. В итоге Германия превратилась из продавца электричества в его покупателя.
«После отказа от атомной энергетики не прошло ни одной недели без чистого импорта электроэнергии», — отмечается в материале.
Напомним, что речь идет о первой экономике Евросоюза, считающейся его «локомотивом». К этому, собственно, все и шло. Отказ от независимой политики и слепое следование в фарватере США могли привести ЕС только к такому исходу. И это только начало.
Проблема же в странах Прибалтики усугубляется еще и тем, что если у ведущих государств Европы, отважившихся на «зеленый» переход, имеется запас прочности, который не позволяет произойти внезапному обрушению их экономик, то Литва, Латвия и Эстония такого «жирка» не имеют.
К примеру, в обзоре Swedbank Economic Outlook, опубликованном в конце января, сообщалось, что разрыв энергетических связей с Россией, осуществленный тремя республиками в 2022 году, сопровождался крупнейшим за 25 лет ростом потребительских цен, а инфляция стала самой высокой в ЕС. Причем речь идет о ценах не только на энергоносители, но и на ряд промышленных товаров и услуг.
Там же сообщалось, что в текущем году ВВП стран Прибалтики сократится или останется неизменным.
«Мы ожидаем, что ВВП опустится ниже долгосрочного тренда в этом году и начнет восстанавливаться на 2–3% в 2024-м», — говорили в Swedbank.
Сейчас же, когда до конца года осталось менее двух месяцев, будущее «балтийских тигров» видится таким же депрессивным.
Согласно осеннему экономическому прогнозу банка Luminor в этом году экономика Эстонии сократится на 2%, Литва также не в силах похвастаться ростом, и только Латвия едва сумеет переступить нулевую отметку.
«Прогнозы на 2024 год стали гораздо более сдержанными, чем полгода назад. Рост экономик стран Балтии в следующем году составит 0–2%, что является очень скромным показателем, особенно учитывая низкие общие показатели в период 2022–2023 годов», — пояснил главный экономист Luminor Ленно Уускюла.
Он же напомнил, что на обстановку в трех республиках влияет резкий спад в экономике еврозоны. Причем сейчас существует высокий риск того, что в конце этого года она войдет в рецессию и не выйдет из нее в следующем. Другими словами, перспективы весьма мрачны. Если не сказать хуже.
Тем не менее процесс обретения «энергетической независимости» Литвы, Латвии и Эстонии запущен, и его уже не остановить. Речь идет о выходе из энергокольца БРЭЛЛ.
Напомним, что 2018 году страны Прибалтики, Польша и Еврокомиссия решили синхронизировать электросети. Позже, в 2019 году, три республики заявили о скором выходе из БРЭЛЛ: в декабре 2020-го подписали соответствующее соглашение, а в мае 2021-го даже провели пробное отключение, что не замедлило сказаться на росте цен за электроэнергию для населения. Но, как говорят нынче в Европе, безопасность дороже.
Правда, что толку, если от этой «безопасности» растут цены. Впрочем, как можно ставить под сомнение решения демократических режимов?
Но оказалось, что в вопросе будущего местной энергетики согласия внутри тройки нет.
«Впереди паровоза» пыталась бежать Литва, настаивавшая на ускоренном отключении от БРЭЛЛ, но Латвия и Эстония «пошли в отказ» из-за высоких рисков образования дефицита электричества и дополнительных финансовых трат.
Чтобы решить свои проблемы с недостатком электроэнергии, в Литве решили построить к 2030 году две морские ветряные станции мощностью 700 МВт каждая. Но и здесь обнаружилась проблема — от данного проекта не в восторге Латвия, поскольку это скажется на экологии.
Эстония грезит строительством мини-АЭС, а на худой конец продолжит сжигать сланцы, забыв о «зеленой повестке». Латвия пребывает в уверенности, что Инчукалнское газохранилище всегда будет заполнено, а выработка ГЭС покроет все потребности.
Выход из энергокольца БРЭЛЛ намечен на февраль 2025 года. Пока что компенсационные подачи электричества из России еще позволяют сдерживать скачок цен в Прибалтике, но потом возврата назад уже не будет.
Литва, Латвия и Эстония лишатся возможности стабильно получать электроэнергию по оговоренным ценам. Они надеются, что синхронизация региональной энергосистемы с общеевропейской решит эту проблему, однако, например, регулярные поломки энергосмычки NordBalt заставляют в этом сомневаться.