Экономика Экономика

Сами себя выпороли: антироссийские санкции уничтожают транспортную отрасль Прибалтики

Эстонская государственная железнодорожная компания Operail оказалась в катастрофическом положении. За девять месяцев текущего года объем ее грузоперевозок сократился более чем на две трети. Поэтому даже максимальное операционное сокращение расходов не позволяет спастись от серьезных убытков. Впрочем, дела у других прибалтийских транспортных предприятий идут ненамного лучше. В экономическом кризисе, накрывшем Прибалтику, нет ничего удивительного — все три республики столкнулись с последствиями введенных ими же санкций, направленных против России и Беларуси.

Государственная железнодорожная компания Эстонии Operail максимально сократила операционные расходы, но продолжает нести потери. Бедственное положение на одном из крупнейших предприятий республики вынуждены констатировать местные СМИ.

«С учетом результатов за третий квартал чистый убыток Operail с начала года достиг 3,3 млн евро, сообщила во вторник госкомпания. Грузоперевозки Operail за январь-сентябрь 2023 года снизились в годовом исчислении на 68% до 1,5 млн тонн», — пишет портал ERR.

Катастрофа уходит корнями в события прошлого года.

В декабре 2022-го официальный Таллин полностью запретил Operail возить российские и белорусские грузы. Руководство Евросоюза рекомендовало членам ЕС отказаться от транспортировки «санкционки», но власти Эстонии решили «перевыполнить план».

Рийна Сиккут, бывшая на тот момент министром экономики и инфраструктуры, подписала документ, содержавший поручение руководству Operail «оценить этичность коммерческих отношений компании» с Россией и Беларусью и «отказаться от таких деловых отношений». По большому счету, «оценить этичность» — это был просто красивый риторический оборот. На практике компании приказали прекратить «с 1 января 2023 года перевозку товаров, происходящих из Российской Федерации и Республики Беларусь».

Решение официального Таллина было более чем странным. Ведь за первые три квартала 2022 года грузоперевозки Operail уже составляли 5,2 млн тонн, рухнув на 48% по сравнению с аналогичным периодом 2021-го. Тогда это произошло за счет прекращения «подсанкционного» транзита российских удобрений и белорусских нефтепродуктов. Но властям Эстонии этих проблем почему-то показалось мало.

Масштабы катастрофы, постигшей эстонских железнодорожников, стали понятны этим летом.

Если в 2021 году объем грузов Operail за первое полугодие составил 6,6 млн тонн, то за тот же период 2022-го — 3,6 млн тонн, а в 2023-м — всего 1,1 млн тонн. Как отметило издание Postimees, прибыль компании до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и начисленной амортизации (EBITDA) за первое полугодие составила 0,2 млн евро, а чистый убыток — 3,1 млн евро.

В сентябре текущего года член правления Operail Мерле Курвитс заявил средствам массовой информации что, если идти нынешним курсом, железнодорожный транспорт в Эстонии вымрет. Но его никто не услышал.

«По словам председателя правления Operail Рауля Тоомсалу, госкомпания свела к минимуму все расходы, которые можно урезать без создания риска для безопасности движения, в том числе сократила половину персонала, прекратила обслуживание небольших станций и закрыла стационарные пункты технического обслуживания, создав мобильные ремонтные бригады», — пишет ERR.

Несмотря на то, что Operail уже повисла над бездонной пропастью и вот-вот сорвется в нее, официальный Таллин продолжает свой увлекательный танец на граблях и отказывается признавать губительность антироссийских санкций.

Такую же позицию занимают и власти других Прибалтийских республик. И проблема куда шире, чем стремительно приближающееся банкротство отдельно взятой железнодорожной компании.

Латвийское государственное акционерное общество Pasažieru vilciens выставляет на аукцион, который завершится 27 ноября, в общей сложности двадцать вагонов электропоездов серий ER2 и ER2T — моторных, головных и прицепных. Кому они могут понадобиться, пока непонятно.

Транзит ГАО Latvijas dzelzceļš в этом году, по словам руководства компании, может уменьшиться на 20–25%. Только за первые четыре месяца текущего года он упал на 38%.

«Объем грузов, перевезенных в Латвии наземным и трубопроводным транспортом, в первом полугодии этого года по сравнению с соответствующим периодом 2022 года снизился на 16,5%, или 8,3 млн тонн, — до 41,8 млн тонн», — сообщает портал BB.

Падение наблюдается по всем без исключения видам транспорта.

Автомобильные грузоперевозки снизились на 9,8%, но это еще очень неплохой результат по сравнению с другими отраслями. Например, транзит по железной дороге в первом полугодии обвалился на 67%.

Рижский порт за семь месяцев 2023 года потерял 16% грузов, Вентспилс — 23%, Лиепая — 8%. В целом грузооборот портов Латвии за данный период снизился на 15,1%.

Ситуация в Литве складывается похожим образом.

Еще по итогам 2022 года общий грузооборот снизился на 14,6%, а грузоперевозки — на 17,1%. При этом в отношении железнодорожного транспорта эти показатели составили 49,4% и 39,4%, а автомобильного — 5,9% и 6,8% соответственно.

В первом квартале 2023-го грузоперевозки железнодорожным транспортом в Литве уменьшились на 36,7%, а морским — на 27,4%. Клайпедский государственный морской порт за первые три месяца этого года перевалил около восьми миллионов тонн грузов, что на 18% меньше, чем за тот же период 2022-го. Причем дело не только в российских и белорусских грузах. Своей «мудрой» политикой официальный Вильнюс отрезал себя даже от Средней Азии, с которой еще недавно успешно развивал экономические отношения.

В Эстонии, кстати, тоже страдает далеко не только железная дорога. Грузооборот портов страны в первом полугодии 2023 года снизился на 28,7% до 12,6 млн тонн. И это при том, что по итогам 2022-го он уже упал на 15% — с 39 млн тонн до 33 млн.

Грузы, которые раньше шли через порты Прибалтики, теперь, по словам экспертов, уходят в Россию. Например, в порту Усть-Луги за семь месяцев 2023 года перевалка выросла на 5%, в Приморске и Санкт-Петербурге — на 9%.

Так работают антироссийские санкции в исполнении находящихся при власти в Прибалтийских республиках националистов. Все это, естественно, сказывается на уровне валового внутреннего продукта и благосостоянии граждан. В то время как крупные геополитические игроки вроде США пытаются продвигать в ходе глобального противостояния свои интересы, Литве, Латвии и Эстонии отводится всего лишь роль одноразового расходного материала. И их жителям стоит хорошенько подумать над этим фактом.

Читайте также
5 ноября 2023
Фонд дорожного страхования Эстонии попросил Министерство финансов разъяснить, не нарушает ли санкции Евросоюза против России заключение договоров страхования на автомобили, зарегистрированные в РФ.
5 ноября 2023
Власти Донецка рассматривают возможность строительства метро.
6 ноября 2023
На этой неделе в Санкт-Петербурге на базе диалоговой площадки «Балтийская платформа» состоится конференция «Большая Балтия: историко-культурное наследие, этнокультурная и образовательная специфика». Проект имеет необходимый интеллектуальный ресурс для того, чтобы представить мощную академическую альтернативу той псевдонаучной фолк-хистори, которую продвигают сегодня западные политики и «мозговые центры» в качестве исторической реальности региона.
6 ноября 2023
Госпогранслужба Украины сообщила о возникших проблемах с движением грузовиков на трех пунктах пропуска на границе с Польшей, они вызваны забастовкой польских перевозчиков.