Импортозамещение в прошлом: Россия и Беларусь делают ставку на инновации в промышленности
Николай Ульянов
На днях в Могилеве состоялся международный форум по импортозамещению. В качестве целей мероприятия были заявлены установление и развитие кооперационных связей, поиск новых бизнес-партнеров и поставщиков продукции для компаний-экспортеров, формирование устойчивых каналов экспорта и импорта продукции. После введения западных санкций эти вопросы приобрели особую актуальность для России и Беларуси, получивших уникальную возможность проверить в условиях жесткого экономического прессинга свои возможности и наметить дальнейшие этапы развития Союзного государства.
Как отметил директор ОАО «Могилевское агентство регионального развития» Евгений Якимов, в условиях закрытия границ с Евросоюзом, а также прекращения поставок европейских комплектующих создание Россией и Беларусью совместных предприятий позволит эффективно реализовывать взаимовыгодные проекты.
«Такой масштабный форум с акцентом на импортозамещение проводится впервые. Для компаний-экспортеров это возможность найти новых бизнес-партнеров на внешнем рынке, альтернативных поставщиков продукции, сырья, оборудования, комплектующих», — подчеркнул он.
По словам председателя Могилевского облисполкома Анатолия Исаченко, белорусские предприятия на данной выставке преследовали цель узнать технологический потенциал российских партнеров, обменяться практическим опытом и найти новые решения в общем импортозамещении.
Тема обхода незаконных санкций стала для России и Беларуси наиважнейшей, так как Запад поставил цель обрушить их экономики и лишить суверенитета.
С начала спецоперации на Украине ЕС ввел против РФ 11 пакетов санкций, обсуждается разработка двенадцатого. По данным агентства Bloomberg, ведется работа над ограничениями по алмазам и алюминию, а также товарам двойного назначения. Также идут консультации по блокировке «серых» схем поставок импортных составляющих российского оружия.
Комментируя эту новость, замглавы МИД РФ Александр Грушко заявил, что страна готова к новым ограничениям со стороны Евросоюза и может дать ответ. Как он выразился, «санкционный зуд» ЕС не только не дал ожидаемого результата, но и показал, что Брюссель попросту занимается экономическим мазохизмом.
В то же время пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заверил, что Россия живет в условиях западных санкций уже не первое десятилетие, а потому вполне уверенно может оставаться в таком режиме еще пять-десять лет.
Что касается Беларуси, то в феврале Евросоюз продлил санкции против Минска с формулировкой «за внутренние репрессии» и «причастность к украинскому конфликту».
В результате наложенных ограничений Беларусь не может экспортировать в ЕС нефтепродукты, удобрения, шины, лесоматериалы, черные металлы, цемент и другие продукты. Запрещен импорт из ЕС машин для производства товаров и технологий двойного назначения для использования в целях развития военно-технического, оборонного секторов и сектора безопасности, а также машиностроительной продукции.
Ограничения были введены против 195 человек, включая Александра Лукашенко, а также в отношении активов 34 организаций. А в августе решение расширить ранее введенные санкции приняли и в США.
Как показала практика, подход к импортозамещению у России и Беларуси схожий.
Еще в мае прошлого года на пленарном заседании Евразийского экономического форума Владимир Путин указывал, что данная мера не должна быть панацеей от всех бед. А потому заниматься этим стоит исключительно там, где необходимо.
Почти год спустя российский лидер указал, что кроме импортозамещения нужны «средне- и долгосрочные преобразования, направленные на стратегические цели именно суверенного развития страны». Цель — устойчивый промышленный рост, который следует простимулировать рядом мер: промышленной ипотекой, обновленным режимом работы промышленных кластеров, льготными кредитами для быстрого запуска проектов производства приоритетной продукции.
В свою очередь Лукашенко подчеркивал, что ведущие умы страны должны работать не просто над импортозамещением, а над обеспечением импортонезависимости. А потому следует максимально ускорить кооперацию с Россией в данном направлении. При этом президент Беларуси признает, что на этом поприще есть определенные проблемы — переориентация экономики проходит медленнее, чем хотелось бы.
Несмотря на это, экспертное сообщество Беларуси выражает сдержанный оптимизм. По мнению старшего преподавателя кафедры экономической теории и маркетинга БГТУ Юлии Абухович, белорусской экономике удалось перейти от ориентации на стимулирование продаж в ЕС к созданию интегрированной с Россией экономики, в которой экспорт соответствует внутренней торговле Союзного государства, а также к протекционизму и импортозамещению в интересах обеих стран.
Тем не менее когда Запад приступил к экономическому террору с конкретными политическими целями, потребовался ответ.
Поэтому в июне прошлого года Москва и Минск определили перечень проектов по совместной работе в сфере импортозамещения с объемом финансовой поддержки в 1,3 миллиарда долларов США, направленных на поддержание машиностроения путем создания собственного литья и расширения производства компонентов для сельскохозяйственной и лесозаготовительной техники.
В сентябре замминистра промышленности Беларуси Александр Ефимов сообщил, что число согласованных программ по импортозамещению достигло 19. На это было выделено 72 миллиарда российских рублей из общей кредитной линии в 105 миллиардов, по которой правительства двух стран подписали соглашение в ноябре 2022 года.
Кроме кооперации в рамках Союзного государства, работа ведется и в формате ЕАЭС. По словам первого замминистра экономики Беларуси Петра Чеботаря, в июне прошлого года в данном направлении уже насчитывалось более 180 проектов.
В марте 2023 года Всероссийская академия внешней торговли при Минэкономразвития РФ определила перечень продукции для импортозамещения в рамках объединения. Так, Армения и Кыргызстан в первую очередь задействованы в развитии производства текстиля, одежды и других промтоваров. По Беларуси, России и Казахстану были представлены еще более обширные перечни отраслей.
Не является секретом и то, что европейский бизнес, несмотря на политическую линию руководства ЕС, заинтересован в продолжении торговли с Россией и Беларусью. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что, по разным оценкам, из РФ ушло весьма небольшое число иностранных компаний — от 8,5 до 9%.
А потому, несмотря на попытки властей наиболее русофобских стран Восточной Европы давить на местный бизнес, апеллируя к «моральному компасу», предприниматели находят способы для обхода введенных санкций.
По мнению аналитика Белорусского института стратегических исследований Ольги Лазоркиной, интеграционная модель Союзного государства показала себя востребованной на пространстве СНГ как пример эффективного сотрудничества, элементами которого являются взаимодополняемость, адаптивность и проактивность.
Также, по оценке посла России в Беларуси Бориса Грызлова, торгово-экономические отношения стран в рамках Союзного государства в новых условиях постепенно выходят на новый качественный уровень.
По его мнению, основной ресурс роста Союзного государства находится в сфере укрепления кооперационных связей с упором на создание новых совместных производств. Также большой потенциал для наращивания кооперации он видит в машиностроении, авиации, микроэлектронике, фармацевтике, химическом производстве, легкой промышленности.
«Если в 2022 году первоочередной задачей было импортозамещение, то сегодня на первый план выходят долгосрочное планирование, инновации и обеспечение качественного скачка в промышленности и других отраслях экономики. Это исключительно позитивный сигнал», — заключил Грызлов.