Залатать «тришкин кафтан»: ради чего Майя Санду мотается по миру с протянутой рукой
Максим Камеррер
С приходом к власти Майи Санду и партии PAS Молдова прочно села на «кредитную иглу» Запада, а внешний государственный долг республики за два года увеличился более чем на 40% и продолжает расти. Чем Молдова в этом плане отличается от остальных стран? Как повлияли на ситуацию подписание Договора об ассоциации с ЕС и разрыв экономических связей с Россией? Какие действия должен предпринимать официальный Кишинев для стабилизации положения? На эти и другие вопросы в интервью RuBaltic.Ru ответил доктор экономических наук, один из ведущих экспертов по экономике и социологии Молдовы Михаил ПОЙСИК.
— Внешний и внутренний долг существует практически у всех государств. Чем Молдова выделяется в этом плане?
— Принципиальное отличие заключается прежде всего в том, что из всех европейских стран некогда цветущая Молдова трансформировалась в самое бедное государство с самым высоким уровнем инфляции в регионе: по итогам прошедшего 2022 года — 30,24%. При этом услуги, предоставляемые населению, подорожали на 43,97%!
Но и к этим запредельно деструктивным показателям добавились чрезвычайно высокие темпы роста внешнего государственного долга. По состоянию на 31 августа текущего года он превысил 3,2 млрд долларов США.
Наряду с этим растет и государственный внутренний долг, который за девять месяцев 2023 года увеличился на 5,3 млрд лей и достиг 39,8 млрд. Эти изменения произошли за счет выпуска государственных ценных бумаг на первичном рынке.
— Какова структура внешнего долга Молдовы и чем он характерен?
— Здесь акцент сделаем на государственном долге. Потому что долги экономических агентов и прочее — это отдельная история.
Молдавская ситуация характеризуется тем, что власть с протянутой рукой побирается по всему миру, чтобы хоть как-то залатать «тришкин кафтан».
По состоянию на 31 августа текущего года многосторонние кредиторы уже «одолжили» Молдове свыше трех миллиардов долларов США, которые числятся как непогашенные. В их числе: Европейский инвестиционный банк — 398,9 млн, Банк развития Совета Европы — 74,6 млн, Евросоюз — 232,3 млн, Европейский банк развития и реконструкции — 176,8 млн, Международный банк развития и реконструкции — 255,3 млн, Международная ассоциация развития — 785,6 млн, Международный валютный фонд — 74,9 млн и Международный фонд сельскохозяйственного развития — 255,3 млн.
Кроме того, двусторонние кредиторы предоставили еще 197,6 млн. Из них: Французское агентство развития — 81,0 млн, немецкий банк KfW — 5,0 млн, Товарная кредитная корпорация — 5,0 млн, правительство Польши — 22,1 млн, правительство России — 15,1 млн, правительство США — 5,9 млн, японское Агентство международного сотрудничества — 48,3 млн и австрийский UniCredit Bank — 15,0 млн.
Таким образом, задолженность Молдовы стремительно увеличивается. А как рассчитываться будем?
Здесь, как говорится, власть и не чешется, оставляя эту проблему будущим поколениям.
— Эта тенденция наметилась при нынешнем руководстве республики?
— Из вышеприведенной диаграммы видно, что темпы роста государственного внешнего долга при существующей власти заметно возросли. Всего за два года он увеличился более чем на 40% от той суммы, которая сформировалась за все время существования независимой Молдовы с 1991 по 2020 год. И все это — результаты правления президента Майи Санду и партии PAS.
— Какие факторы больше всего влияют на увеличение внешнего долга страны?
— Это, безусловно, крайне низкий профессионализм действующей власти в принимаемых решениях, отмечаемый в последнее время во все более уничижительной форме большинством политиков как правого, так и левого толка, помноженный на отсутствие понимания того, что развитие любого государства прежде всего предопределяется степенью уровня симбиоза производства, образования, науки и культуры. Если что-то из этих компонентов пробуксовывает, то деградирует и все остальное.
А здесь, в нынешней Молдове, полный хаос.
Плюс непомерно меркантильные интересы тех, кому молдаване опрометчиво доверили управлять страной.
— Как повлияли на ситуацию подписание Договора об ассоциации с ЕС и разрыв экономических связей с Россией?
— Любое производство товаров и услуг имеет смысл только в том случае, если есть кому продать то, что произведено, с рентабельностью, обеспечивающей расширенное воспроизводство. Таким образом, все страны борются за рынки сбыта и всячески защищают отечественных производителей от импорта, который может ухудшить их финансовое состояние.
Но только не компрадорская власть Молдовы.
Например, в Соглашении об ассоциации с ЕС в 2014 году были безответственно обнулены пошлины на 90% импортируемой номенклатуры, а оставшиеся 10% разбили на три группы, обязуясь свести их к нулю в течение трех, пяти и десяти лет.
В итоге импорт из Евросоюза уже практически беспошлинный. А для молдавского экспорта по-прежнему действуют с некоторыми корректировками и пошлины, и квоты на беспошлинный ввоз, а также целый ряд технических барьеров.
В части торговли с государствами СНГ одно за другим денонсируются ранее заключенные соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве.
В итоге в 2022 году экспорт Молдовы составил 4,3 млрд долларов США, а импорт — 9,2 млрд. Но даже при таком худосочном экспорте реэкспорт превысил 1,3 млрд — 31,6% от общего объема. А это почти в два раза больше, чем за 2021 год. Казалось бы, куда уж хуже?
Но и это еще далеко не дно. За первые восемь месяцев нынешнего года экспорт составил чуть менее 2,7 млрд долларов, что на 9,8% меньше в сравнении с аналогичным периодом предыдущего. При этом реэкспорт в его структуре достиг 849,5 млн или 31,8%. Импорт, правда, также сократился, но только на 3,1%, составив 5,7 млрд.
Продукция молдавских производителей становится все менее и менее конкурентоспособной не только на внешних рынках, но и на внутреннем.
Наряду с промышленностью деградирует и аграрный сектор. А оказать ему финансовую помощь, эквивалентную выделяемой своим фермерам западными странами, Молдова, разумеется, не в состоянии.
Тем более что в США, например, численность занятых в сельском хозяйстве от общего числа работающих составляет около 2%, а в Молдове данное соотношение более чем на порядок выше. Поэтому проблемы субсидирования и его масштабы в развитых странах и у аутсайдеров кардинально различаются.
Это системная проблема, требующая адекватного подхода к ее решению. Однако программного видения того, как преодолеть это отставание, у нынешней власти как не было, так и не предвидится.
— Какие действия должно предпринимать руководство республики для стабилизации положения с внешним долгом?
— Для этого, как и в целом в национальной экономике, во властные структуры необходимо привлечь не тех, кто раболепно исполняет указания сверху, а профессионально подготовленные кадры, как это сделали коммунисты в начале 2000-х годов.
Разумеется, необходима и адекватная стратегия развития страны, направленная на преодоление тех проблем, которые последовательно трансформируют Молдову в сырьевой придаток коллективного Запада и поставщика гастарбайтеров.
Однако «недоумки», как их охарактеризовал экс-вице-премьер Александр Муравский в одной из телепередач, биологически неспособны на подобное. А это означает, что без лишения властных полномочий ставленников PAS данную проблему не решить.
— Каков Ваш прогноз на развитие ситуации?
— С сожалением приходится констатировать, что в ближайшем будущем рост государственного долга продолжится, как и обнищание населения, разорение бизнеса и прочие напасти, гнобящие Молдову. Прежде всего нарастающая убыль населения. И не только за счет ежегодно увеличивающейся разницы между количеством родившихся и умерших, но и в результате массового бегства со своей мачехи-родины.
При этом следует учесть, что ежегодно десятками тысяч покидают республику не среднестатистические жители, а наиболее амбициозные, трудоспособного возраста, не имеющие явных проблем со здоровьем и потерявшие всякую надежду на саму возможность адекватной самореализации в родных пенатах.
А это еще одна проблема, ставшая тупиковой. При получении Молдовой независимости количество пенсионеров и численность доноров пенсионного фонда соотносились 1 к 3. Минимально рекомендуемое соотношение — 1 к 2,5. В настоящее время, несмотря на увеличение возраста для выхода на пенсию, оно составляет уже 1 к менее чем 1.