«Громко воюем и тихо торгуем»: Латвия стремительно наращивает импорт зерна из России
Андрей Локтионов
Продолжающее вести жесткую антироссийскую политику руководство Латвии старается не афишировать тот факт, что через порты республики все возрастающим потоком идут на экспорт зерно и другая сельскохозяйственная продукция из РФ. Потому что приверженность идеалам западной демократии — это, конечно, хорошо, но жить-то на что-то надо. Нет сомнения, что принцип «мы с Россией громко воюем и тихо торгуем» будет и в дальнейшем практиковаться официальной Ригой.
Два года назад в Латвии случилась сенсация республиканского масштаба: порт Лиепаи впервые опередил по грузообороту коллег из Вентспилса. В октябре лиепайцы перевалили 733 тысячи тонн грузов и продемонстрировали рост в 18,6 %, в то время как венспилсцы едва дотянули до 704,4 тысячи тонн, что на 34,9% меньше, чем было за аналогичный период 2020-го.
В целом же в портовой инфраструктуре страны уже тогда отчетливо просматривалась негативная тенденция: после введения антироссийских санкций, одним из самых активных сторонников которых была и остается Латвия, грузооборот неуклонно снижался.
Согласно данным портала Infranews, по итогам января-апреля 2023 года он сократился на 10,9% относительно аналогичного периода прошлого года — до 14,3 млн тонн. Положительная динамика была зафиксирована только в сегменте перевалки зерна (на 7,5% или 2,1 млн тонн), тогда как по всем остальным важнейшим номенклатурам грузов она оказалась отрицательной.
Латвийское Министерство сообщений в дальнейшем уточнило, что в январе-июне 2023 года показатели снизились на 14,7% — до 20,23 млн тонн. Но Лиепайский порт опять-таки пострадал меньше остальных — падение составило «всего» 7%. Для сравнения: Рижский порт «упал» на 14,9%, Вентспилсский и вовсе обрушился на 21,7%. И если в абсолютных цифрах последние двое (и каждый в отдельности) продолжали превосходить Лиепаю, то исключительно благодаря более обширной инфраструктуре. Проще говоря, они элементарно крупнее.
Секрет лиепайского благополучия (весьма относительного, конечно) прост.
Дело в том, что в отрицательном поле оказалась вся номенклатура за исключением обработки зерна и продуктов из него — тут, наоборот, рост в 7,4% (хотя в целом насыпных грузов оказалось перевалено на 15,1% меньше прошлогоднего). А Лиепая как раз на этом и специализируется.
Кстати, тем же объясняется и пике «нефтеналивного» Вентспилса, ведь начиная еще с середины 2019 года объемы поставок энергоресурсов из РФ стремительно уменьшаются. В то же время, весной этого года объем экспорта зерна из России в Латвию достиг рекордных значений.
За свои успехи российские аграрии от души благодарят коллективный Запад (и радостно присоединившуюся к нему Латвию) с его безумными рестрикциями.
Вынужденно введя в ответ продовольственное эмбарго и запустив программы импортозамещения прежде всего в сельском хозяйстве, Москва добилась того, что уже в 2018 году РФ оказалась на первом месте в мире по производству товарной пшеницы.
Впрочем, Россия наращивает поставки в Латвию и другой сельхозпродукции. Например, если в 2022-м пшеницы ввезли больше на 414%, то кукурузы — на 128%, а ржи — на 32%. И это на пике западных санкций!
Не то чтобы сама Латвия зерно не производит. Производит, и гораздо больше собственных потребностей. Скажем, в 2021 году на внутренний рынок пошла всего треть выращенного урожая, остальное предпочли экспортировать, воспользовавшись благоприятной конъюнктурой. Это позволяло не только покрывать производственные затраты, но и получать неплохую прибыль.
Однако с июня 2022-го биржевые цены стали снижаться, благодаря хорошим урожаям зерна в большинстве стран-производителей и положительным прогнозам на 2023 год. И Министерство земледелия Латвии вынужденно констатировало падение с июня по апрель средних цен на выращенную в стране продовольственную и кормовую пшеницу соответственно на 40% и 42%. Как результат, по данным на весну 2023-го, закупочная цена на латвийское зерно оказалась самой низкой в Евросоюзе.
Параллельно наблюдался существенный рост производственных издержек местных фермеров.
Злую шутку с ними сыграли эмбарго на поставку российских и белорусских минеральных удобрений, плюс введенные Китаем ограничения в пользу собственных аграриев. Вдруг ставший жутко дефицитным товар подорожал сразу на 161%! Была предпринята вынужденная попытка примитивной экономии: азотных и комплексных удобрений внесли в почву на 17% меньше прошлогоднего. Скупились и на средства защиты растений, ведь пестициды также выросли в цене на 37%.
Да, и если кто-то думает, что только в России дизельное топливо дорожает, то он жестоко ошибается. В Латвии за солярку теперь приходиться платить больше на 33%.
А тут еще осадков минувшей весной выпало на 76% меньше нормы — май оказался самым засушливым за 99 лет наблюдений. России это отчасти также коснулось, но надо помнить, что если в огромной стране засуха может поразить часть регионов, миновав другие, то в маленькой Латвии она затронула всю территорию.
С учетом всего вышеизложенного не удивительно, что в Министерстве земледелия республики пришли к печальному выводу: урожай зерна 2023 года не покроет расходы на производство, и рентабельность хозяйств будет снижаться.
В это же самое время, как признают эксперты в Латвии, российские фермеры способны предложить «конкурентоспособнейшую цену на мировом рынке». Между строк читаем: вытеснив с него зерно латвийского производства.
Конечно же, Латвия, несмотря ни на что, все же попытается экспортировать часть своего урожая. Но при этом явно рассчитывает заработать и на перевалке в третьи страны российской продукции. Чем черт не шутит — может, удастся компенсировать хотя бы часть экспортных потерь, да вдобавок еще обеспечить загрузку своей транспортной инфраструктуры. В лице того же Лиепайского порта. Или Рижского, где также имеются соответствующие мощности для перевалки.
Латвийские портовики были бы совсем не прочь обработать еще и зерно с Украины.
Тут им на помощь готовы прийти Латвийские железные дороги, рельсы которых, пользуясь катастрофическим снижением трафика, потихоньку растаскивают на металлолом. Глава компании Риналдс Плявниекс уже заявил о готовности этой осенью начать перевозить украинскую пшеницу в объеме до миллиона тонн в год. Правда, не пояснив, каким именно маршрутом, ведь рассчитывать на транзит не то что через Россию или Беларусь, но даже через Польшу с Литвой латвийцы вряд ли могут.
При этом нет ни малейшего сомнения в том, что официальная Рига продолжит жесткий антироссийский курс, призывая к полному запрету торговли со «страной-агрессором». Одновременно без особой огласки загружая свои железнодорожные и портовые мощности зерном и другой сельскохозяйственной продукцией из РФ.
Как совмещать несовместимое, Латвия вполне уяснила хотя бы на примере оскандалившейся недавно эстонского премьера Каи Каллас с ее мужем, который успешно вел бизнес с Россией под аккомпанемент непрерывных русофобских высказываний супруги.