Опять Россия виновата? Кому выгодна авария на газопроводе в Финском заливе
Андрей Локтионов
На днях на газопроводе Balticconnector в Финском заливе произошла авария, после чего его работа была остановлена. Западная пропаганда без всяких доказательств в своих «лучших» традициях поспешила обвинить Россию в диверсии. Между тем есть страна, уже имеющая опыт подрыва подводных газовых магистралей и выигрывающая в данной ситуации во всех отношениях.
В ночь на 8 октября внутри трубы, по которой Финляндия транзитом через Эстонию получает газ из Инчукалнского подземного хранилища в Латвии, резко упало давление. По предположениям операторов газотранспортной системы, причиной стала возможная утечка в морской части магистрали (что впоследствии и подтвердилось). Трубопровод немедленно перекрыли.
Двунаправленный газопровод, 77 километров которого проложено по дну Финского залива, а еще 55 километров и 21 километр соответственно — по суше в Эстонии и Финляндии, был сдан в эксплуатацию в 2019 году. Заявленный объем поставок по нему может достигать 7,2 миллиона кубометров газа в сутки.
Даже с учетом того, что за первый месяц своей работы Balticconnector смог обеспечить свыше трети финских потребностей в голубом топливе, по мнению экспертов, эту нитку никак нельзя считать ключевой в газотранспортной системе Европы.
Во всяком случае, генеральный директор по газовым проблемам российского Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач в одном из интервью прямо назвал Balticconnector «какой-то штукой по освоению средств Евросоюза под лозунгом развития инфраструктуры», подчеркнув, что особой необходимости в его постройке не было.
Наверняка это правда, однако есть также основания полагать, что данный проект имел не столько экономическое, сколько политическое обоснование. Да-да, тот самый «баян» про снижение зависимости ЕС от российского природного газа.
Ну а теперь, как выясняется, злополучный трубопровод может сослужить Западу еще одну службу — сейчас как раз об этом.
Из-за чего именно случилась утечка, сходу определить не смогли. Специалисты сейсмической группы NORSAR поначалу ограничились заявлением о произошедшей на месте ЧП «небольшой вибрации» магнитудой в единицу. В Эстонии и Финляндии также не зафиксировали ничего экстраординарного.
«Исходя из сейсмических данных, никаких взрывов не было, — заявила ведущий сейсмолог Эстонского геологического центра Хейди Соосалу. — По крайней мере, признаков такого рода активности не обнаружено».
Правда, на всякий случай она оговорилась: мол, если и был все-таки взрыв, то его мощность находилась ниже порога обнаружения.
Но предположения ученых явно не устроили политиков.
Уже 10 октября премьер-министр Финляндии Петтери Орпо сообщил, что место утечки обнаружено, и ее причиной могло стать «внешнее воздействие». Причем повреждения получил еще и телекоммуникационный кабель, проходящий рядом с газопроводом. Следом версию о «внешнем воздействии» озвучил финский президент Саули Ниинистё.
Потом, с некоторым запозданием, подключились эстонцы: глава компании-оператора Balticconnector Айн Кёстер также «не исключил», что магистраль могла быть повреждена умышленно. И, наконец, объявились сейсмологи из Норвегии — в отличие от осторожных финских и эстонских коллег, они прямо заявили, что зафиксировали «вероятный взрыв» в районе газопровода.
Мнение норвежцев, которые, по данным журналистского расследования Сеймура Херша, принимали самое активное участие в диверсии на «Северных потоках», выглядит особенно пикантно.
Однако финнам оно явно пришлось по душе. Несмотря на то, что все тот же Ниинистё призвал «не втягивать в это Россию», газета Iltalehti (между прочим, третья по тиражу в Финляндии) поспешила сообщить, что во «внешнем воздействии» на Balticconnector финские власти подозревают именно РФ.
Как характерно для западных пропагандистов, фейк тут же подхватили и начали усиленно распространять. Обозреватель BBC по вопросам безопасности Фрэнк Гарднер, ничуть не смущаясь отсутствием официальных заявлений, принялся нагнетать страсти: в Хельсинки, мол, предполагают, что диверсии на газопроводе и кабеле связи — это «месть России за вступление Финляндии в НАТО». И всем уже, похоже, наплевать на экономический аспект ЧП.
Кстати, как и предсказывали эксперты, особых потрясений в прибалтийской и уж тем более в общеевропейской экономике события на Balticconnector’е не вызвали. Да, ремонт, скорее всего, затянется до зимы. В Финляндии на это время трубу заменят плавучим терминалом в порту Инкоо, Эстония продолжит получать газ из Латвии. В общем, слегка неприятно, но отнюдь не смертельно, а причиненный ущерб уж точно не окупает издержек и усилий предполагаемых финскими и британскими СМИ диверсантов.
Зато есть крупный геополитический игрок, который в данной ситуации выигрывает во всех отношениях.
США, после подрыва «Северных потоков» поставившие Европу в полную зависимость от их СПГ, стараются поддерживать и высокую рентабельность своих поставок. А цены на газовом рынке в последнее время падали, зато после аварии в Финском заливе предсказуемо устремились вверх. Но это опять-таки экономика.
Между тем американцы могут получить и немалые дивиденды иного рода. Глава Минэнерго Литвы Дайнюс Крейвис, ссылаясь как раз на инцидент с Balticconnector, уже призвал НАТО и ЕС помочь с охраной объектов европейской энергетики — особенно расположенных в море.
Вновь чуть опоздали эстонцы, зато их премьер Кая Каллас оказалась откровеннее, заявив, что если за повреждением газопровода стоит Россия, начнутся консультации согласно уставу НАТО. Уже сформирована финско-эстонская следственная группа, и нет сомнения, что, в отличие от «Северных потоков», она найдет виновных — при нужном указании из-за океана.
Короче, если все пойдет по плану, военные корабли Североатлантического альянса получат идеальный предлог для постоянного присутствия в устье Финского залива.
Что неизбежно поставит под угрозу осуществляющийся через него «калининградский транзит» и все без исключения операции Балтийского флота РФ в этом районе.
В Кремле это хорошо понимают, недаром пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал информационную кампанию о взрыве на эстонско-финском газопроводе тревожной новостью — особенно на фоне опасных прецедентов на Балтике, созданных подрывом «Северных потоков». Так что возможные последствия очередной провокации руководство России оценивает адекватно. И стоит надеяться, что будет на них эффективно реагировать.