Эпоха многовекторности уходит в прошлое: мировой кризис дает новое дыхание СНГ
Всеволод Шимов
На этой неделе в Минске состоялось заседание Совета постоянных полномочных представителей участников Содружества Независимых Государств (СНГ). Одной из основных тем мероприятия стало обсуждение Соглашения о свободной торговле услугами, которое было недавно подписано главами правительств стран СНГ. В условиях стремительно меняющегося миропорядка ускорение интеграционных процессов на постсоветском пространстве становится жизненной необходимостью.
Предполагается, что данный договор будет способствовать большей взаимной открытости рынков государств — участников Содружества и укреплению кооперационных связей между ними. По оценкам экспертов, реализация документа позволит в среднесрочной перспективе увеличить объем торговли услугами в рамках СНГ на 25%, а взаимные инвестиции — на 30%.
Подписание Соглашения стало результатом сложных и длительных переговоров между членами СНГ, которые длились более 10 лет.
Оно было заключено в рамках стратегии развития Содружества, разработанной на период до 2030 года. В качестве ее основной цели определено создание условий для устойчивого роста экономик стран-участниц, повышения уровня жизни и благосостояния граждан.
СНГ является старейшим интеграционным объединением на постсоветском пространстве. Изначально оно задумывалось как новая форма кооперации между бывшими союзными республиками, которая придет на смену СССР. Учитывая высокую степень экономической взаимозависимости новообразованных государств, предполагалось, что Содружество станет тем форматом, который позволит сохранить высокую степень взаимодействия.
Реальность, однако, оказалась несколько иной. В условиях глубочайшего социально-экономического кризиса, обрушившегося на все постсоветские государства в 1990-е годы, выстроить эффективно работающие интеграционные институты так и не удалось.
Более того, практически везде центробежные тенденции преобладали над центростремительными.
Власти новых независимых государств в большей степени были озабочены укреплением собственного суверенитета, чем сохранением связей друг с другом. Ситуация также осложнялась многочисленными конфликтами, вспыхнувшими между бывшими союзными республиками.
Наконец, негативное воздействие оказывали конкурирующие интеграционные образования, прежде всего Евросоюз, который начал активно распространять свое влияние на постсоветском пространстве. Как следствие уже в 1990-х многие участники Содружества заявили о желании в перспективе вступить в ЕС как о своем стратегическом приоритете.
Именно поэтому достаточно скоро стало очевидно, что СНГ — слишком широкий и аморфный формат, и более эффективные объединения можно построить только более узким составом участников, готовых разделять общие стратегические цели и приоритеты.
На сегодняшний день на постсоветском пространстве сложилось интеграционное ядро в лице таких структур, как Союзное государство России и Беларуси, ЕАЭС и ОДКБ.
К сожалению, даже в рамках этих более узких форматов интеграционные процессы развиваются далеко не безоблачно из-за того, что отдельные участники по-прежнему очень по-разному понимают свои интересы и оказываются не в состоянии договориться по многим вопросам. Также деструктивное воздействие оказывают ЕС и США, не заинтересованные в укреплении связей между странами на постсоветском пространстве.
Наиболее продвинутым интеграционным объединением в регионе сегодня является Союзное государство. После событий 2020–2022 годов между Москвой и Минском, кажется, не осталось серьезных разногласий. Более того, совместное противостояние давлению коллективного Запада вынуждает Беларусь и Россию взаимодействовать как никогда тесно. Совместные проекты по импортозамещению, переориентации на внутренний рынок и в логистике обеспечивают все возрастающую связность двух стран.
На этом фоне даже ЕАЭС остается достаточно рыхлым объединением. Более того, его участники не торопятся выражать солидарность с Москвой и Минском и стремятся остаться в стороне от их конфликта с Западом. Естественно, столь глубокие расхождения оказывают негативное влияние на интеграционные процессы в рамках Евразийского экономического союза.
Между тем мир делается жестче, и прежняя стратегия многовекторности и балансирования между центрами силы, которой придерживались многие государства, становится все более затруднительной. Планета разделяется на конкурирующие блоки, и рано или поздно любой стране предстоит выбрать ту или иную сторону.
Очевидно, что европейская интеграция, которая так манит и элиты, и граждан многих постсоветских республик, является вредной химерой. Евросоюз — это прежде всего сообщество развитых западноевропейских экономик, и надстройка в виде ЕС лишь обслуживает их интересы. Участие всех остальных стран сводится к роли доноров ресурсов и рабочей силы, а также полной технологической и сервисной зависимости от западных продуктов.
При этом, чтобы не допустить развития альтернативных интеграционных проектов, ориентированных на местные интересы, Запад делает все, чтобы столкнуть и перессорить постсоветские государства друг с другом. За примерами далеко ходить не надо — конфликты на Украине или в Закавказье у всех перед глазами.
При этом страны СНГ обладают внушительным потенциалом, и с условием его правильного использования Содружество могло бы стать серьезным мировым игроком, контролирующим значительную долю мировых запасов урана, угля, нефти и газа, пахотных угодий и других ресурсов.
СНГ часто ругают за неэффективность и называют отжившим свое форматом. Однако в меняющемся мире его участникам следует подумать о том, нет ли смысла все-таки ускорить интеграционные процессы ради общего блага.
Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН