Зачем туда ехать? Финские туристы шокированы ростом цен в Эстонии
Святослав Князев
Уже даже в Евросоюзе заметили, что цены в Эстонии начали «кусаться». Например, туристы из Финляндии отмечают, что совершать покупки по многим позициям в Таллине стало чуть ли не дороже, чем у себя на родине. Местное же население наблюдает не только рост цен в магазинах, но и удорожание коммунальных платежей, и общий спад экономики республики. Но такое ощущение, что эстонские власти это нисколько не заботит: главное же — быть в тренде западной антироссийской повестки.
Финские СМИ пишут о том, что туристы из Суоми могут больше не рассчитывать на выгодные шоп-туры у «кузенов» из Эстонии. Всего несколько лет назад гости из Финляндии могли не только отдохнуть в Таллине и других городах, но и выгодно пройтись по магазинам. Однако теперь об этом остались только воспоминания.
Еще весной выяснилось, что цена покупательской корзины в супермаркете Prisma в Таллине выше, чем в Хельсинки.
Посещающие в последнее время Эстонию финны это подтверждают.
Европейские СМИ публикуют комментарии туристов, регулярно бывающих в прибалтийской республике. По их словам, одежда в Эстонии стоит ровно столько же, сколько и в Финляндии, хотя всего пять лет назад все было совершенно по-другому. Ситуация с электрическими бытовыми приборами и косметикой аналогичная.
«Сегодня цены в магазинах одежды примерно такие же, как в Финляндии. Например, мы пошли в H&M, и разницы в цене не было… Электроника в Эстонии и Финляндии также стоит примерно одинаково», — утверждают финские туристы.
По их словам, пока что в Эстонии можно выгодно купить разве что алкоголь. Однако и на него цены стремительно растут. Впрочем, особенно сильно, по словам гостей, бросается в глаза изменение стоимости еды и напитков.
«Продукты питания здесь иногда даже дороже или, по крайней мере, стоят столько же, сколько в Финляндии», — приводят европейские журналисты слова удивленного туриста.
Резкий рост цен в Эстонии вынуждены признавать даже местные чиновники.
Департамент статистики республики отмечает, что за последние три года индекс потребительских цен в стране вырос на 38%. Причем сильнее всего его тянут вверх именно продукты питания.
По информации местных СМИ, по сравнению с 2022 годом резко подорожали крупы, жиры, сахар и мясо. Так, стоимость сливочного масла подскочила с примерно 9,5 евро до 13, говядины — с 11,36 евро до 15,91. Многие эстонцы вынуждены теперь отдавать предпочтение более дешевым свинине и курятине.
По словам экспертов, такого стремительно роста цен они не фиксировали 30 лет. Стоимость продуктов в некоторых ситуациях растет «не по дням, а по часам». Цена одной и той же позиции в такие моменты в соседних магазинах может различаться в два раза.
Обзор, опубликованный в эстонских СМИ в начале августа, показал, что сахар в годовом измерении подорожал на 71%, мука — на 13%, хлеб — на 27%, булки — на 35%, пастеризованное молоко — на 29%, сметана — на 27%, лук — на 176%, морковь — на 160%.
Впрочем, это не все. Чего не могут оценить в полной мере иностранные туристы, так это рост коммунальных тарифов.
Например, недавно стало известно, что с 1 сентября цена на центральное отопление для конечного потребителя в Нарве составит 73,35 евро за МВт/ч без налога с оборота. Для сравнения, в 2021 году в пиковые периоды она не превышала 39,83 евро за МВт/ч. Ситуация в других крупных городах, в целом, аналогична.
Согласно опросу, 55% жителей Эстонии отмечают, что по итогам прошлого года уровень их жизни ухудшился. Годом ранее аналогичного мнения придерживались 37% населения республики. Об обратном заявили всего 23% опрошенных фирмой Turu-Uuringute по заказу Госканцелярии.
Если сравнивать с той самой Финляндией, которую Эстония догнала по ценам, то там средний размер заработной платы примерно в два раза выше. При этом 75% эстонских работников не считают уровень оплаты за свой труд достаточным.
Падение качества жизни эстонцев — закономерная производная от общего состояния экономики республики.
Ее ВВП по итогам прошлого года упал на 1,3%, инвестиции — на 10,9%, промышленное производство — на 1,9%. Показатели обрабатывающей промышленности за год снизились на 2,7%.
Стагнация экономики бьет по популярности действующего руководства страны. Уже весной текущего года рейтинг Партии реформ упал до 23%, хотя на прошедших 5 марта парламентских выборах она смогла набрать 31% голосов избирателей.
При этом местные жители, к сожалению, не делают стратегических выводов относительно сути политической системы республики. По словам социологов, часть ранее поддерживавших Партию реформ респондентов перешла к оппозиционной Центристской партии. Однако, как говорится, от перемены мест слагаемых сумма не меняется.
Все политические силы, находящиеся «у руля» в Эстонии с момента распада СССР, работали в интересах не собственного народа, а западных элит.
Поставки оружия киевскому режиму, снос советских памятников и ограничение использования русского языка волнуют эстонских националистов куда больше, чем цены на лук и морковь в магазинах Таллина. Кумовство и коррупция прочно укоренились в среде местных политиков: власть в стране фактически передается по наследству, а семья премьер-министра республики Каи Каллас, получившей кресло, по сути, за свою фамилию, открыто зарабатывает деньги в России, несмотря на ежедневную русофобскую риторику.
Эстонский политикум остро нуждается в новых лицах. Однако лицемеры, занимающие высокие кабинеты, блокируют любые социальные лифты и продолжают превращать республику в расходный материал для продвижения англо-американских интересов на мировой арене. Пока что Каллас все еще может говорить, что если обычным жителям страны не хватает хлеба, то пусть едят пирожные.