Долговая яма или могила? Режим Майи Санду добивает экономику Молдовы кредитами
Тимур Марков
Молдавская экономика находится в предсмертном состоянии: показатели внутреннего и внешнего долга достигли рекордных, критических значений на фоне усиливающейся разрухи и бегства населения из страны. При этом режим Майи Санду, вопреки приближающемуся коллапсу, продолжает влезать во все новые долги. Впрочем, это неудивительно, ведь в республике скоро состоятся выборы всех ключевых органов власти, поэтому «евроинтеграторы» готовы идти на крайние меры, лишь бы удержаться в своих креслах.
Состояние экономики Молдовы стало показательным маркером на экваторе правления прозападного режима Майи Санду. Впервые в независимой истории страны внутренний долг перешагнул за 100 млрд леев (500 млн долларов), а внешний — 3,4 млрд долларов. Размер совокупного долга в структуре ВВП достиг 33%, выбросив республику по этому показателю из перечня европейских государств куда-то в сторону африканского континента.
«Экономика Молдовы находится в летальной стадии. Абсолютно все экономические показатели в этом году упали. Вырос лишь экспорт в страны СНГ, но от сотрудничества с этим Содружеством сейчас нынешний Кишинев активно отказывается и выходит из многочисленных соглашений о взаимодействии, партнерстве и дружбе», — заявил экс-президент и лидер оппозиционной Партии социалистов Игорь Додон.
По его словам, через год-полтора республика свалится за черту выживания, после чего ее будущее невозможно будет спрогнозировать.
Темпы падения экономики настолько выросли, что молдавские власти отказались от публикации официальных данных об изменении уровня ВВП по итогам прошлого года. Последние доступные цифры говорят о его снижении в 2022-м по сравнению с предыдущим годом более чем на 4,1%. Об этом проболтался министр иностранных дел и евроинтеграции Нику Попеску в эфире одной из передач на местном ТВ.
«Экономика, инфляция в 30 с лишним процентов за прошлый год, сокращение ВВП на 7%» — это, по его словам, «прямые последствия» специальной военной операции на Украине, а не ошибок, коррумпированности и глупости режима Санду, взявшего резко антироссийский курс в ущерб экономическим интересам собственной страны.
Результат «славаукраинства» становится все более осязаемым.
Крупнейшие из оставшихся предприятий: «Франзелуца», «Ионел» и другие сокращают производство на фоне неясности с энергетической ситуацией в регионе накануне осеннего отопительного периода. Малый и средний бизнес и вовсе в массе своей банкротится.
«Люди разочарованы. Малые предприятия закрываются. В селах — катастрофа. Сельхозпроизводители разоряются. Хозяйства пустуют. В социальной сфере катастрофа — Молдова лидирует по показателям инфляции и ценам на газ», — опубликовала заявление в социальной сети Арина Спэтару, экс-депутат прозападной партии «Платформа «Достоинство и правда», которая сейчас возглавила новое оппозиционное политформирование ALDE.
Проблемы в экономике сказались на налогах и доходах бюджета. Молдавское Министерство финансов отчиталось, что на середину лета дефицит составил 7,9 млдр леев (200 млн долларов), а по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 55%.
Столкнувшись с отсутствием денег в казне (и это перед началом избирательной кампании), Санду с окружением решили, с одной стороны, влезть в еще большие долги, а с другой — усиленно собирать «недостачу» и сокращать социальные расходы бюджета.
То есть власти пошли на откровенно антисоциальные меры: вразрез с положениями Конституции и других законов пенсии и соцвыплаты были проиндексированы ниже уровня инфляции, а в ряде государственных учреждений, например, в «Железных дорогах Молдовы» и Службе социальных ассистентов, заработную плату задерживают уже по 4–5 месяцев. В то же время себя власть имущие не обделили — оклады министров и правительственных чиновников, которые они получают «по расписанию», увеличили втрое.
При этом Министерство экономики всерьез убеждено, что деньги в стране есть, просто неблагонадежные граждане проводят их в обход бюджета. Это мнение в какой-то степени опирается на данные официальных денежных переводов в Молдову от гастарбайтеров. Еще в 2009 году эта подпитка, по сведениям Всемирного банка, составляла до трети ВВП республики, а сейчас стала еще больше. В основном данные финансы «крутятся» в сфере услуг, но налоги с них не платятся. Или не платились до сих пор. Власти оценили «необлагаемый» сектор экономики в 42% от общего объема и решили «прикрутить краник».
Впрочем, эти решения правительства Дорина Речана спровоцируют только еще больший отток населения.
По мнению экспертов, Молдова стала страной с самым высоким уровнем депопуляции в мире.
«У нас отмечены две составляющие: низкая рождаемость и миграция. Если в 2000-х люди уезжали в поисках лучшей работы, то сейчас граждане уезжают в поисках лучших условий жизни», — утверждает ректор Академии экономических наук Молдовы Александр Стратан.
По данным Национального бюро статистики, только за прошлый год население республики сократилось почти на сто тысяч человек. Если на начало 2022-го в стране проживало чуть более 2,6 млн человек, то в январе 2023-го — уже около 2,5 млн. И это только официально подтвердившие свой отъезд навсегда граждане. Тогда как уехавших молча куда больше.
Кризисную ситуацию для режима Санду усугубляет начинающийся предвыборный цикл.
Осенью молдаванам предстоит выбрать местные органы власти, в следующем году — президента, а еще через год — парламент. То есть правящая прозападная партия PAS и президент лишены возможностей для маневра и могут только продолжать делать все то, чем занимались до сих пор — выполнять прихоти Брюсселя с Вашингтоном по вопросам поддержки Украины и ухудшения отношений с Россией в надежде получить еще больше кредитов, грантов, оружия для Национальной армии, а также помощь на предстоящих выборах.
Между тем продолжение этого курса еще сильнее бьет по национальной экономике и социальному положению населения. По причине собственной косности и низкопоклонства перед Западом режим Санду превратился в заложника сложившейся ситуации, взяв вместе с собой и всю страну.