Молдаване пополняют счетами за газ оффшорные счета людей Майи Санду
Максим Камеррер
Молдавские власти закончили аудит долга Молдовы «Газпрому» за поставленный республике российский газ. Результаты аудита чиновники оглашать отказались, из чего ясно видно, что признавать свои долги перед Россией и расплачиваться по ним в Кишиневе не собираются. Стратегия правящей команды Майи Санду состоит в том, чтобы выдавить структуры «Газпрома» с молдавского рынка и утвердить «серые схемы» поставок российского газа с помощью фирм-посредников, которые через третьи лица контролируют люди самой Майи Санду.
Одним из главных условий на переговорах по заключению нового газового контракта в Молдове в 2021 году являлось проведение аудита исторического долга перед «Газпромом», который составляет приблизительно 700 миллионов долларов.
Поскольку только что пришедшие к власти представители проевропейской партии «Действие и солидарность» (ПДС) затянули начало переговоров буквально до того момента, когда срок предыдущего контракта уже закончился, возникла непосредственная угроза прекращения поставок природного газа.
Крайним сроком для проведения аудита была назначена дата 1 мая 2022 года, однако молдавские власти совсем не спешили выполнять это условие и откровенно саботировали организацию конкурса по выбору аудиторской компании.
В ход пошли различные отговорки молдавских властей: так, вице-премьер Андрей Спыну в качестве объяснений заявил, что провести аудит исторической задолженности до 1 мая не удалось из-за событий в регионе, подразумевая начало специальной военной операции на Украине. По его словам, крупные аудиторские компании не захотели участвовать в конкурсе, чтобы не посылать своих сотрудников в Молдову.
На просьбу властей Молдовы и «Молдовагаза» об отсрочке проведения аудита и подписания соглашения об урегулировании задолженности «Газпром» ничего не ответил. До этого «Газпром» обвинил представителей Молдовы в том, что они в одностороннем порядке, без согласования с Россией, установили условия привлечения аудитора для проверки задолженности «Молдовагаза».
При этом представители молдавского правительства, которое является миноритарным акционером «Молдовагаз» (51% акций этого распределительного предприятия принадлежит российской стороне), не пришли на заседание наблюдательного совета «Молдовагаза», на котором должны были быть согласованы «подходы к проведению аудита».
Только в октябре процедура аудита сдвинулась с мертвой точки, когда в Кишинев приехали сотрудники двух компаний, заключившие договор на проведение аудита исторического долга «Молдовагаза» перед «Газпромом». Аудит был поручен компаниям Wikborg Rein Advokatfirma AS (Норвегия) и Forensic Risk Alliance & Co (Великобритания), с которыми правительство РМ заключило договор на проведение аудита. Сумма контракта составила 800 тысяч евро, но его результаты пока не оглашены.
Одновременно с приглашенными аудиторами проверку осуществляла и Счетная палата Республики Молдова, и результаты этой проверки стали неприятной неожиданностью.
Выяснилось, что исторический долг компании «Молдовагаз» перед «Газпромом» примерно на 120 миллионов долларов превышает сумму, которую называл сам «Газпром».
При этом оказалось, что наибольшая часть исторической задолженности сформировалась в те годы, когда у власти в Молдове находились политические силы проевропейской ориентации.
Таковы все известные на данный момент факты. В чем же причины подобного поведения молдавских властей? Их несколько, и все они достаточно интересны.
Начнем с того, что пришедших к власти в Молдове «евроинтеграторов» чрезвычайно тяготит то обстоятельство, что мажоритарный пакет акций «Молдовагаз» принадлежит российской стороне, и что-нибудь поделать с этим невозможно.
Зато вполне реально сделать все, чтобы исключить компанию, в которой большинство принадлежит «Газпрому», из энергетической сферы страны.
Что для этого нужно? Можно значительно усложнить ее деятельность, накопить задолженность за поставляемый газ или просто обанкротить.
Эти процессы начались уже достаточно давно, и одним из главных инструментов для достижения этой цели стал так называемый Третий энергетический пакет ЕС.
К соблюдению именно этих нормативов и принуждали Молдову европейские структуры, обуславливая этим предоставление внешнего финансирования.
Параллельно с этим упорно продвигалась идея так называемой «энергонезависимости» Молдовы, вся суть которой заключалась в отказе от закупок российского газа в пользу закупок этого вида топлива на европейских биржах. Эти закупки были поручены государственной компании Energocom и проводились абсолютно нетранспарентно.
Засекречивание контрагентов, объемов закупаемого природного газа и цен, по которым проводилась закупка, объясняли коммерческой тайной, а также режимом Чрезвычайной ситуации в энергетике. Правда, без скандала не обошлось — впоследствии все-таки всплыла и подтвердилась информация о том, что по результатам аукционов по закупке природного газа, организованных Energocom, 33,2% объемов газа было поставлено компанией ERU EUROPE GMBH.
Этой компанией управляет Виллем Коппулс, который во время премьерства Натальи Гаврилицы был советником Министерства инфраструктуры, возглавляемого Андреем Спыну.
Виллем Коппулс консультировал власти Молдовы в процессе организации тендеров на поставку газа, и он же стал победителем тендера, после которого внутренние тарифы на природный газ в Молдове выросли в 7 раз.
Майя Санду, выражая сочувствие гражданам, заявила по этому поводу, что такова цена независимости.
Давление на «Молдовагаз» и неопределенность с размером исторического долга перед «Газпромом» имеют смысл еще и в плане создания многочисленных «серых схем» по «альтернативным» закупкам газа, которые способствуют личному обогащению высших представителей власти.
Фактически сегодня жители правого берега Днестра, доставая из кармана последние деньги для оплаты счетов за газ, пополняют оффшорные счета высших лиц молдавского государства.
В этом плане жителям Приднестровья повезло — в их регион поставки газа идут напрямую от «Газпрома».
За время, прошедшее с заявления о необходимости проведения аудита и до его окончания, молдавские власти проделали большую работу по фактическому вытеснению «Молдовагаз» с газового рынка Молдовы и замене этой компании на структуру, которая работает в интересах правящей верхушки, а не населения страны.
Как было объявлено, на данный момент результаты анализируются, и власти готовят предложение для «Газпрома». Подобные формулировки ставят новые вопросы: что можно анализировать в аудиторском отчете и как скоро Молдова начнет погашение задолженности.
Очень похоже на то, что режим Майи Санду готовит почву для отказа платить по долгам перед «Газпромом».
Молдавским властям нужны не результаты аудита, а тлеющий конфликт с российской компанией «Газпром» для отчета перед западными кураторами об участии в гибридной войне. Частью этого является и кампания и по выходу из соглашений, заключенных в рамках СНГ.
Поддержку подобным действиям Кишинева оказывают кредиты ЕБРР и МВФ. Это позволяет не разглашать условия контрактов на поставку газа и проводить закупки у аффилированных лиц.
В реальности получаемая Молдовой финансовая помощь становится частью коррупционных схем, что крайне выгодно Западу, поскольку дает возможность контролировать Майю Санду.
Ну а Майя Санду, в свою очередь, выслуживаясь перед Западом, готова разорвать выгодные стране прямые экономические связи с Россией. В том числе в энергетике.