Беларусь имеет перспективы по созданию импортозамещающих производств для российского IT
Максим Камеррер
Россия и Беларусь продолжают интеграцию в экономической сфере. Приоритетами российско-белорусской интеграции являются создание единого экономического пространства и технологический суверенитет Союзного государства. О том, каких успехов удалось достичь при реализации этих задач и какие проблемы еще сохраняются, аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал ведущий научный сотрудник Института экономики РАН, доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Артем ПЫЛИН.
— Г-н Пылин, процессы интеграции России и Беларуси идут уже почти четверть века — с 1999 года. Учитывая, что всего лишь за 8 лет до этого они входили в одно государство — СССР, в чем причина такого долгого срока интеграции, которая еще далеко не завершена?
— Международная экономическая интеграция — динамичный процесс, постоянно развивающийся во времени по мере расширения форм и механизмов межгосударственного сотрудничества, а также усиления взаимодействия на уровне бизнеса и населения. За минувшие более чем тридцать лет двустороннее сотрудничество России и Беларуси развивалось неравномерно.
Однако в настоящее время российско-белорусское взаимодействие характеризуется наиболее высоким уровнем торгово-экономической связанности на всем постсоветском пространстве.
Отмечается активное взаимодействие стран как на двустороннем уровне в рамках Союзного государства, так и в многосторонних форматах — ОДКБ, ЕАЭС, ЕАБР.
— Какие направления интеграции, на Ваш взгляд, являются главными, и как обстоит дело на этих направлениях?
— В 2022–2023 годах экономическая интеграция России и Беларуси выходит на новый уровень взаимодействия, ставший результатом масштабного украинского кризиса и санкций коллективного Запада против обеих стран.
В этих условиях ключевыми направлениями взаимодействия становятся промышленная кооперация, совместное развитие трансграничной транспортно-логистической инфраструктуры, углубление проектного сотрудничества.
В частности, еще в 2021 году началась активизация деятельности Союзного государства. В ноябре были утверждены 28 союзных программ, нацеленных на унификацию законодательства Беларуси и России в различных отраслях экономики, на выравнивание условий деятельности хозяйствующих субъектов двух стран, построение единых финансовых и энергетических рынков, транспортного пространства, формирование и реализацию общей промышленной и сельскохозяйственной политики. Одновременно с этим разрабатываются предложения по пакету новых союзных программ, которые будут запущены в 2024 году.
Утрата Беларусью доступа к транспортной инфраструктуре стран Балтии привела к переориентации белорусских экспортеров на Россию, через которую также существенно вырос транзит товаров из республики. В сентябре 2022 года было подписано межправительственное соглашение о транзите белорусских грузов через территорию РФ, что расширяет возможности по доставке товаров Беларуси на внешние рынки как через морские порты, так и наземным транспортом.
Масштабные санкции в части ограничений на поставки машин, оборудования и технологий стимулируют обе страны развивать двусторонние проекты по импортозамещению.
Совместные производства позволяют уходить от импортозависимости, создавать рабочие места и базу для устойчивого инновационного развития экономик двух стран. Совместное производство сельскохозяйственной и пассажирской техники, автокомпонентов и микроэлектроники является приоритетной сферой двустороннего сотрудничества.
О существенной активизации торгово-экономического сотрудничества двух стран свидетельствуют официальные статистические данные. Так, в 2022 году товарооборот двух стран вырос на 12% (и это после роста на 35% годом ранее), достигнув 43,4 миллиарда долларов, что стало рекордным значением за последние десять лет. При этом российский экспорт в Беларусь сократился на 7,7%, до 21,3 миллиарда долларов, тогда как встречные поставки из Беларуси выросли на 41,2% и достигли 22 миллиардов.
— Беларусь в последнее время стала известна благодаря заметному прорыву в области
— Успехи Беларуси в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во многом были обусловлены целенаправленной государственной поддержкой этой сферы. Так, центральное место в секторе ИКТ в Беларуси занимает созданный еще в 2005 году первый в Центральной и Восточной Европе и СНГ Парк высоких технологий (ПВТ), специализирующийся на разработке программного обеспечения.
В стране активно создавалась правовая база цифровизации, формировалась ее инфраструктура, быстро росли производство и экспорт продукции сектора ИКТ. Широкую известность в мировом масштабе получили такие ИКТ-фирмы белорусского происхождения, как EPAM Systems, IBA Group, Wargaming, Itransition, VP Capital и другие. Многие успешные проекты (в частности, мессенджер Viber, компьютерная игра World of Tanks, приложение Masquerade, сервисы Maps.me и Panda.doc) были проданы иностранным инвесторам.
— Насколько способны интегрированные российский и белорусский хайтек обеспечить выполнение программы импортозамещения и хотя бы относительную независимость от западных технологий?
— Безусловно, введенные санкции будут стимулировать поиск новых форм и механизмов кооперации обеих стран в сфере высоких технологий. Накопленный опыт России и Беларуси может быть использован для совместного преодоления высокой зависимости от западных технологий в целях обеспечения национального технологического суверенитета.
Здесь следует отметить три основных направления деятельности: изменение географии импорта высокотехнологичной продукции и поиск новых партнеров из дружественных государств; использование параллельного импорта; локализация производства импортозамещающей продукции с учетом возможностей собственной разработки.
Одним из перспективных направлений сотрудничества может стать развитие в Беларуси импортозамещающих производств для российского рынка.
Однако для этого потребуется выделение соответствующих кредитов и инвестиций.
— Существует ли при нынешнем режиме санкций какое-то сотрудничество белорусского и российского хайтека с другими странами?
— Под влиянием санкций некоторые российские и белорусские IT-компании приняли решение о релокации.
При этом создаются новые возможности по развитию IT-бизнеса с участием российского и белорусского капитала в Армении, Грузии, Казахстане и Узбекистане.
Ключевым партнером в этой сфере может выступить Китай, однако риски вторичных санкций могут сдерживать прямое сотрудничество стран в высокотехнологичной сфере.