Ковбойские наскоки в прошлом: США перестали быть регулятором мирового рынка нефти
Николай Ульянов
Введенные после начала специальной военной операции западные санкции раскололи мировое сообщество. Например, в области торговли энергоресурсами коллективный Запад, рассматривающий себя в качестве глобального центра, счел, что может устанавливать правила путем введения «потолков» и прочих нерыночных мер в отношении российских газа и нефти. Однако это стало лишь дополнительным импульсом не только для углубления сотрудничества России и Беларуси в деле обеспечения собственной энергетической безопасности, но и для перенастройки всей энергосистемы Евразии.
Вопрос создания единого рынка энергоносителей Союзного государства обсуждается давно и не является каким-то новшеством, якобы предпринятым в ответ на попытки давления Запада в этой области. Он просто стал более актуальным.
Несмотря на создаваемые западными санкциями препятствия, согласно Международному энергетическому агентству, в апреле этого года Россия увеличила экспорт нефти и нефтепродуктов до 8,3 миллиона баррелей в сутки — это максимальный показатель с начала СВО. А министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что нефтегазовые доходы по итогам 2023 года достигнут около восьми триллионов рублей.
Что же до Беларуси, то по данным гендиректора РУП ПО «Белоруснефть» Александра Ляхова, по итогам этого года уровень добычи нефти возможно увеличить до 1,85 миллиона тонн в год.
Данные цифры свидетельствуют о том, что Союзное государство способно не только обеспечить свои потребности, но и наращивать поставки другим странам, заинтересованным в развитии собственных экономик.
Еще в сентябре 2021 года на встрече в Минске Владимир Путин и Александр Лукашенко подписали Соглашение о текущем развитии и дальнейших шагах по углублению интеграционных процессов из 28 пунктов.
В документе отмечалось, что Россия и Беларусь договорились о разработке принципов функционирования и регулирования объединенного рынка газа к июлю текущего года и об объединении рынков нефти и нефтепродуктов с последующей гармонизацией законодательств обеих стран. К концу 2023 года ожидается запуск единого рынка энергоресурсов, а с 2024-го — электроэнергии.
Недавно в Новополоцке прошло заседание Комиссии Парламентского собрания Союза Беларуси и России по энергетике и транспорту, участники которого объявили, что в настоящий момент разработаны и проходят согласования следующие проекты:
— Договор об объединенных рынках нефти и нефтепродуктов Союзного государства;
— Единые правила доступа к услугам по транспортировке нефти и нефтепродуктов для субъектов объединенных рынков нефти и нефтепродуктов;
— Единая методика определения цен (тарифов) на услуги по транспортировке нефти по магистральным нефтепроводам.
В настоящий момент 85% намеченных мероприятий уже реализованы.
Причем в январе этого года Лукашенко указывал, что процесс продвигается не слишком быстро и на тот момент достиг отметки в 70%, а Беларусь не ощутила «заметных подвижек» в указанных направлениях.
«Мне докладывают, что по ряду вопросов медленно двигаются наши российские партнеры. Но я всегда говорю: не бывает так, чтобы кто-то один виноват, а второй — хороший. Где-то и мы недорабатываем», — уточнил белорусский лидер.
В комментарии агентству «Белта» член Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Палаты представителей Денис Карась назвал формирование единого рынка энергоносителей важнейшей частью экономической интеграции России и Беларуси.
Данный шаг позволит добиться экономического суверенитета обеих стран, гарантировать их развитие и защиту от влияния внешних негативных факторов.
Также, по его словам, сделанное в данном направлении в рамках Союзного государства может послужить моделью для создания общего рынка энергоресурсов Евразийского экономического союза, запуск которого запланирован на 2025 год.
«Прежде всего речь идет о формировании общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов, реализации мероприятий цифровой повестки, либерализации транспортного рынка. А ведь это основополагающие для наших экономик сферы деятельности. И их актуальность на фоне санкций только возросла», — сказал Лукашенко на заседании Высшего Евразийского экономического совета в конце мая. Также он призвал ликвидировать все барьеры, которые этому препятствуют.
В настоящее время цены на газ между членами ЕАЭС определяются долгосрочными двусторонними соглашениями. Поэтому формирование единого рынка энергоносителей — это открытое окно возможностей для обретения энергетической безопасности.
Именно этот вопрос играет ключевую роль в деле выживания государств в условиях изменяющегося миропорядка.
Санкционные игры Запада привели к тому, что страны блока G7 попытались навязать мировому сообществу собственные правила игры в вопросах торговли энергоресурсами с Россией. Но, как говорится, «что-то пошло не так».
Первый замглавы Минэнерго РФ Павел Сорокин в рамках сессии Петербургского международного экономического форума так описал ситуацию на глобальном рынке нефти: «Санкции и политика против рыночной конкуренции вывели наиболее эффективные, короткие и выгодные маршруты».
Теперь мир ждет глобальная энергетическая перенастройка. Только не на один центр, а на несколько. Все это займет некоторое время и будет сопровождаться экономическими и политическими последствиями.
В то же время пока что, по словам вице-премьера Александра Новака, международный рынок нефти сбалансирован. А ОПЕК сохранила прогноз роста мирового спроса на нефть в 2023 году на 2,3 млн баррелей в сутки.
Хотя США и смогли навязать Европе собственный дорогой газ, а также переманить к себе часть крупного бизнеса из ЕС, но в то же время ситуация с нефтью складывается для американцев не лучшим образом: ее запасы снизились до минимума за последние 40 лет.
Более того, Вашингтон потерпел фиаско, стремясь навязать ОПЕК собственные условия. Ранее данное объединение договорилось о продлении сделки по снижению добычи нефти на 1,4 млн баррелей в сутки на 2024 год.
Это вызвало крайне раздражительную реакцию Белого дома, который попытался надавить на Саудовскую Аравию, но Эр-Рияд в ответ пригрозил серьезными экономическими последствиями. Сдав назад, в Госдепартаменте признали, что не намерены применять санкции и против покупателей российской нефти.
Эти примеры говорят о том, что США больше не имеют былых рычагов влияния на происходящее в сфере энергоресурсов. Сегодня Вашингтон пребывает в некоторой растерянности, ведь он десятилетиями диктовал всему миру условия и решал свои проблемы с ковбойского наскока.
Исходя из текущей ситуации, стоит сказать, что сотрудничество России и Беларуси в рамках Союзного государства по обеспечению энергетической безопасности, а также взаимодействие с другими странами в рамках ЕАЭС позволит укрепить собственные экономики и сделать их более устойчивыми в условиях стремительно меняющегося миропорядка.