Энергетика, логистика, IT: топ инвестиционных проектов России в Беларуси
Всеволод Шимов
На этой неделе состоялся Белорусский инвестиционный форум — главная платформа для деловой коммуникации местного и иностранного бизнеса. Пять лет он проводился в крупнейших деловых центрах мира, а в этом году впервые прошел в самой республике. Главным инвестором в белорусскую экономику остается Россия, совместно с которой Беларусь реализует множество проектов, призванных дать новый импульс развитию двух стран, а также заместить «токсичный» западный капитал.
Изменение формата форума является наглядным свидетельством изменения международной обстановки. Тридцать лет постсоветские республики, включая Беларусь, жили под знаком глобализации, то есть фактического встраивания в мировую экономику. Упования на иностранный капитал как универсальную панацею от любых проблем также были общим местом экономической теории и практики.
Естественно, в первую очередь ждали инвестиций западных, которые сразу ставили страны в практически полную зависимость, и прежде всего от Вашингтона. При этом, как видим, сами инвестиции с легкостью превращаются в карающий меч и с легкостью выводятся, если поведение национального правительства чем-то не удовлетворяет «мировых инвесторов».
Сегодня основным кредитором для Беларуси становится Россия. Собственно говоря, так было всегда.
Так, в 2020 году объем средств, предоставленных Москвой, составил восемь млрд долларов США, в то время как Пекин выделил только 3,3 млрд. Количество прямых инвестиций со стороны РФ в 2001–2018 годах превысило 11,9 млрд.
Наиболее значимой частью российской помощи являются энергетические субсидии. В 2012–2019 годах они составили, по некоторым оценкам, 45 млрд долларов, а во времена высоких цен на энергоносители (например, в 2012 году) достигали 17% белорусского ВВП, что намного больше тех дотаций, которые получают страны Восточной Европы в рамках выравнивающих механизмов ЕС.
В Беларуси долгое время рассматривали экономическую зависимость от России как фактор, угрожающий политическому суверенитету республики, и пытались снизить долю российских инвестиций в экономику — в первую очередь за счет увеличения доли европейских и китайских.
Сегодня стало очевидным, что европейский капитал оказался политически «токсичным», и ожидать его скорого возвращения не приходится.
Кроме того, ни Евросоюз, ни Китай никогда не могли сравниться с объемом российских вложений. Беларусь по-прежнему остается частью общего с Россией экономического комплекса, и в этом следует видеть не риски и угрозы, а, напротив, преимущества и достоинства, которые позволяют республике быть одной из наиболее благополучных стран постсоветского пространства.
Белорусская АЭС
Белорусская АЭС стала, пожалуй, крупнейшим инвестиционным проектом в экономику Беларуси с участием России. Станция была построена по российским технологиям и на российский кредит, выплаты по которому несколько раз откладывались.
Решение о начале строительства поначалу было воспринято неоднозначно, особенно белорусской оппозицией, которая попыталась сыграть на радиофобии, распространенной в местном обществе после Чернобыльской катастрофы.
Менялся и смысл возведения АЭС.
Между тем два блока БелАЭС могут стать важным фактором модернизации экономики республики.
Во-первых, в Беларуси получила развитие новая отрасль — атомная энергетика, а это рабочие места и высококвалифицированные специалисты. Во-вторых, избыточная генерация, создаваемая станцией, позволит существенно снизить энергетические издержки и нарастить в республике объем энергоемких производств.
БелАЭС стимулирует широкое распространение в стране электромобилей и связанной с ними инфраструктуры. Это, в свою очередь, создает предпосылки для создания собственных производств этого нового вида транспорта. Уже сегодня Беларусь является одним из лидеров по производству электробусов на постсоветском пространстве.
Логистика
Беларусь долгое время гордилась своим положением «перекрестка Европы», через который шел основной объем грузопотока с востока на запад и обратно. Эта роль особенно возросла после того, как российский транзит через страны Прибалтики резко упал, а Украина после начала специальной военной операции и вовсе превратилась в логистический тупик.
При этом белорусский экспорт в третьи страны долгие годы шел в основном не через Россию, а через те же Прибалтику и Украину. Основными торговыми воротами для Беларуси были порты Клайпеды и Вентспилса, а также Одессы. Это положение сохранялось и даже усугублялось в период 2014–2020 годов, а на предложения Москвы более активно использовать российские гавани в Минске реагировали без энтузиазма.
Все изменилось после того, как в 2021 году Литва и Латвия перекрыли транзит грузов из Беларуси, а с началом СВО «отвалилась» и Одесса.
Сегодня основным направлением белорусского экспорта становятся порты Ленинградской области, а в порту Бронка планируется возведение собственного терминала республики. Перспективным направлением также является Мурманская область.
Очевидно, все это потребует серьезных инвестиций в портовую и транспортную инфраструктуру и в ближайшие годы будет одним из основных направлений белорусско-российского сотрудничества.
Импортозамещение
16 ноября 2022 года Беларусь и Россия подписали соглашение о выделении белорусской стороне кредита в 105 млрд рублей, который будет направлен на проекты в сфере импортозамещения. Всего сформировано 20 инвестиционных программ.
Белорусская продукция давно и прочно закрепилась на российском рынке, в том числе благодаря тому, что на нем освободились многие ниши в результате масштабного экономического краха 1990-х годов. Общественный транспорт, сельскохозяйственные товары, мебель, косметика и многое другое пользуются устойчивым спросом в России.
Программы по импортозамещению, начатые в 2022 году, позволят существенно расширить эту номенклатуру: IT и микроэлектроника, продукция военно-промышленного комплекса и прочее.
Для экономики Беларуси растущие потребности России в продукции, не связанной с западными производителями, могут стать настоящим Клондайком.
Всеволод Шимов
Советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН