Исход «лучших людей»: какие задачи стоят перед IT-отраслью России и Беларуси
Всеволод Шимов
События минувшего года показали, что права на интеллектуальную собственность являются одним из важнейших элементов «мягкой силы» коллективного Запада, обеспечивающей его глобальное доминирование. Более того, это становится удобным инструментом наказания неугодных путем лишения их доступа к программному обеспечению и электронике, от которых сегодня критически зависят экономики всех стран мира. В новых условиях перед Россией и Беларусью стоит задача предотвратить «утечку мозгов» и обеспечить развитие IT-сферы, по-настоящему служащей национальным интересам обоих государств.
После начала специальной военной операции на Украине Запад начал активно использовать права на интеллектуальную собственность как инструмент удушения России, а также Беларуси как ее основного союзника. Отбросить таким образом обе страны в «каменный век» и доказать бесперспективность попыток противостоять США как мировому гегемону — такова основная задача этих усилий.
Целевой аудиторией этой гибридной войны оказывается прежде всего «прогрессивная молодежь», которая с детства привыкла пользоваться западными гаджетами и программами и воспринимает даже частичную их утрату очень болезненно, едва ли не как конец света.
К сожалению, полностью бесплодной назвать эту тактику Запада нельзя.
После распада СССР слишком долго действовала неолиберальная логика «зачем нам собственная наука и технологии, если все можно купить за нефтедоллары». Как следствие, формировалась односторонняя зависимость от западной интеллектуальной продукции. О том, что однажды эта зависимость может быть использована против Москвы или Минска, предпочитали не задумываться, успокаивая себя мантрой, что все глобальные противоречия с Западом остались в прошлом, вместе с падением коммунизма.
Между тем, накануне своей гибели Советский Союз обладал собственными наработками в области микроэлектроники и программного обеспечения. По сути, могла быть создана собственная компьютерная экосистема, а отечественный «софт» и «железо» могли бы конкурировать на мировом рынке наравне с западными.
Однако произошло то, что произошло, отрасль была фактически утрачена, а многие специалисты уехали за рубеж. Запад, таким образом, стал фактическим монополистом в сфере IT, а система авторского права надежно оберегает эту монополию, при необходимости становясь карательным инструментом в отношении тех, кто проявляет излишне настойчивое недовольство глобальным доминированием США.
Сотрудничество между Россией и Беларусью в сфере высоких технологий с целью обеспечения технологического суверенитета становится приоритетным направлением.
Координация белорусско-российского взаимодействия в научно-технической и инновационной сферах осуществляется комиссией по формированию единого научно-технологического пространства Союзного государства.
В 2022 году белорусские IT-компании получили от России заказы более чем на 300 млн долларов США. Реализовано более 60 программ в области космических и информационных технологий, микроэлектроники, машиностроения и медицины. Ведется разработка еще 15 инновационных проектов, финансирование которых осуществляется из союзного бюджета.
Сегодня на базе Белорусского госуниверситета информатики и радиоэлектроники идет усиленная подготовка высококвалифицированных кадров для IT-отрасли.
Важно, чтобы не происходила «утечка мозгов» за рубеж, выпускники не шли работать на западные корпорации, а обеспечивали развитие национально ориентированного продукта, служащего интересам Беларуси и России.
Развитие IT-сектора в рамках Союзного государства должно способствовать выстраиванию собственной научно-технологической цепочки во всех производственно-технологических сферах и обеспечивать достижение автономии от недружественных стран Запада в стратегически важных отраслях.
Одной из ключевых задач, стоящих перед Беларусью и Россией, является импортозамещение программного обеспечения для бесперебойного функционирования критической инфраструктуры обеих стран (промышленности, банковского сектора, энергетики, органов государственной власти) в условиях агрессивного санкционного давления со стороны западных государств.
Однако для этого потребуется качественная перестройка самой психологии людей, задействованных в IT-сфере.
В последнее десятилетие данный сектор активно развивался и в Беларуси, и в России. Правда, это была, в первую очередь, ориентированная на экспорт отрасль, рассчитанная на обслуживание заказов западных корпораций. Таким образом, как и в сфере энергоресурсов, проявлялся периферийный, зависимый характер экономик обеих стран, сложившийся в постсоветский период. Даже «Яндекс», который в России принято считать национальным брендом, во многом ориентирован на зарубежный рынок и следует диктуемым Западом правилам.
О Беларуси и говорить не приходится. Ничего аналогичного российскому IT-гиганту здесь не возникло, а компании, учрежденные выходцами из Беларуси, становились резидентами западных стран и использовали белорусских программистов лишь как дешевую рабочую силу.
К 2020 году доля сферы высоких технологий в ВВП Беларуси составляла порядка 7%, что позволяло говорить о республике как об IT-стране. Однако достигалось это во многом за счет обескровливания других отраслей, откуда специалисты перетекали в более высокооплачиваемую. Вклад в технологическое перевооружение национальной экономики IT-сектор вносил минимальный, способствуя лишь распуханию сферы услуг и рынка недвижимости в столице.
После того, как действия официального Минска в 2020-2022 годах оказались неугодными коллективному Западу, из Беларуси начался массовый исход IT-компаний и специалистов в более «демократически правильные» страны — Польшу, Литву, Грузию и даже Узбекистан.
С аналогичной проблемой столкнулась и Россия, где после начала СВО также случилось массовое «бегство айтишников». Таким образом, IT-индустрия обеих стран оказалась не только сомнительной с точки зрения своего технологического вклада в национальные экономики, но и крайне чувствительной к политической конъюнктуре.
К слову, Запад активно использует этих «релокантов» в своей информационной войне против России и Беларуси, преподнося это как исход «лучших людей» и потерю ценных специалистов, без которых успешное развитие национальных экономик невозможно.
Переломить этот негативный тренд — важнейшая задача белорусско-российского сотрудничества в области высоких технологий.
Всеволод Шимов
Советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН