Ляхи не помогли: союзники «ударили в спину» киевскому режиму
Тимур Марков
В Евросоюзе случился бунт: Польша, Венгрия и Словакия открыто выступили против Еврокомиссии и запретили импорт украинской сельхозпродукции. Вызвано это тем, что бесконтрольный и беспошлинный импорт зерна ведет к банкротству фермеров Восточной и Южной Европы. Брюссель спешно ищет способы подавить «восстание» в зародыше, тогда как к протесту, угрожающему уничтожить на корню экономику Украины, готовятся присоединиться новые члены ЕС.
Континентальная блокада
Первой импорт сельхозтоваров с Украины ограничила 15 апреля главная союзница киевского режима в Евросоюзе — Польша. Правительство Матеуша Моравецкого ввело мораторий на ввоз в страну зерна, семян подсолнечника и рапса, овощей, фруктов, мяса, молочных продуктов и яиц. Срок действия ограничения назначен до 30 июня этого года с возможностью продления. Уже на следующий день к Варшаве присоединился Будапешт, также запретив импорт почти всех видов сельхозпродукции.
В Еврокомиссии подобную «самодеятельность» не оценили, напомнив Польше и Венгрии, что «торговая политика является исключительной компетенцией Евросоюза, соответственно, односторонние действия недопустимы». По мнению брюссельских чиновников, «в этот критической момент важно координировать и приводить свои решения в соответствие с ЕС».
То, что эта критика своей цели не достигла, стало ясно не столько по отсутствию реакции Варшавы и Будапешта, сколько по решению Братиславы присоединиться к двум соседним странам в их эмбарго на украинские товары. Словакия также ввела мораторий на зерно и другие сельхозпродукты на схожих с польскими условиях.
В Брюсселе эту «выходку» проглотили. Теперь же о намерении присоединиться к запрету заявляют власти Болгарии. Исполняющий обязанности министра сельского хозяйства страны Явор Гечев в интервью крупнейшему телеканалу страны осудил заявление Еврокомиссии об «исключительной компетенции всего сообщества в торговой политике ЕС».
Чиновник напомнил, что власти Болгарии вместе с польскими и венгерскими коллегами бьют в набат с сентября прошлого года. Уже тогда они написали в Еврокомиссию совместное письмо о том, что введенный Брюсселем режим льготного и беспошлинного импорта украинских сельхозтоваров, в первую очередь пшеницы, кукурузы, ржи, а также семян подсолнечника и рапса, угрожает уничтожить аграрно-промышленный сектор соседствующих с Украиной стран Евросоюза. Однако своевременной реакции на это не последовало.
Благими намерениями
Еврокомиссия объясняла свое решение необходимостью поддерживать на плаву экономику Украины в условиях боевых действий. Мол, таким образом снижалось финансовое бремя самих европейских налогоплательщиков, и без того вынужденных фактически содержать весь административный и силовой аппарат киевского режима.
Однако и минусы такого подхода чиновников ЕС стали очевидны довольно быстро.
Еще год назад, сразу после объявления запуска «путей солидарности» логистическая инфраструктура стран Евросоюза буквально встала из-за потока зерна и других сельскохозяйственных товаров с Украины. Тысячи тонн грузов, с которыми раньше справлялись порты Одессы и других городов Черноморского побережья, теперь запрудили польские, румынские и болгарские гавани. Практически сразу пострадал экспорт собственных производителей этих государств — в спешке власти отдавали приоритет «пострадавшим от войны» украинским экспортерам.
По замыслу Брюсселя, эти грузы должны были пересекать территорию Европы транзитом и дальше попадать в руки покупателей в странах третьего мира, в Африке и Азии. Однако не тут-то было: из-за льготного режима импорта и отсутствия каких-либо ограничений продавать сельхозтовары принялись прямо на территории ЕС. Разница в цене между украинским и польским зерном в некоторых случаях достигала двух раз.
В результате международные трейдеры воспользовались ситуацией и заполнили зернохранилища более дешевой продукцией, а польские, венгерские, словацкие, болгарские и румынские аграрии остались без денег, зато с кредитами, долгами и — в ряде случаев — неубранным из-за отсутствия средств урожаем.
Ситуация накалялась еще в прошлом году, однако «взорвалась» только этой весной.
Во-первых, подавляющее большинство фермерских организаций в странах Центральной и Южной Европы дошло до точки кипения. Болгары и поляки тракторами и комбайнами перекрывали границы с Украиной, румыны протестовали в Брюсселе у здания Еврокомиссии. Аграрии требовали от властей заблокировать бесконтрольный украинский импорт и обеспечить возможность продать свой урожай по приемлемой цене. Местные чиновники к их требованиям в итоге прислушались.
Однако евробюрократы рассудили иначе и продлили льготный режим ввоза зерновых с Украины до июня 2024 года. Польским, румынским и болгарским фермерам Брюссель выделил финансовую помощь в общем объеме 56 млн евро, а венгерским и словацким не досталось вообще ничего. Впрочем, и получившие деньги тоже остались недовольны: болгары оценивают свои потери в 400–450 млн евро, тогда как им заплатили всего 16 млн. Полякам и румынам выделили чуть больше, однако этого все равно катастрофически недостаточно.
После решения Еврокомиссии польский министр сельского хозяйства Хенрик Ковальчик подал в отставку, а болгарский министр Явор Гечев лично сел за руль трактора во главе колонны рассерженных аграриев и поехал перекрывать пункты перехода границы. Из-за этих действий с румынской стороны образовалась двухкилометровая колонна из нескольких сотен украинских зерновозов.
На кону экономика страны
В Киеве действия соседних стран вызвали панику. Министр аграрной политики и продовольствия Николай Сольский срочно вылетел в Варшаву с целью убедить польское правительство если не отменить запрет на импорт, то хотя бы одобрить транзит украинской сельхозпродукции через территорию Польши.
Киевский режим не скрывает, что решения властей Польши, Венгрии и Словакии напрямую угрожают экономической безопасности страны. Если же к фактической блокаде присоединятся Болгария с Румынией, это станет просто катастрофой.
По словам депутата Верховной рады и главы Комитета по вопросам таможенной и налоговой политики Данила Гетманцева, на все эти страны пришлась треть всего украинского аграрного экспорта в первом квартале 2023 года, то есть около 2,23 млрд долларов из 6,7 млрд. Конкретно Польша с Венгрией обеспечили 14% всех сельхозпоставок Украины в указанный период.
Опасения Киева усугубляются российским давлением в рамках «зерновой сделки». Пока Еврокомиссия торгуется с «мятежными» правительствами и пытается уговорить их согласиться на еще одну порцию компенсаций в 36 млн евро, российские представители в Стамбуле, как утверждает украинская сторона, заблокировали этот способ вывоза зерна. Эту информацию подтвердил и глава евродипломатии Жозеп Боррель, заявив, что в очереди встали 50 сухогрузов.
В том случае, если и этот канал экспорта будет перекрыт, а к «зерновому бунту» присоединятся Румыния с Болгарией, положение украинской экономики станет еще хуже, чем год назад, в первые дни российской специальной военной операции.
В окружении Владимира Зеленского надеются на то, что Брюссель найдет нужные аргументы для «непослушных союзников», однако в этом есть определенные сомнения.
Польша вряд ли пойдет на уступки до осенних парламентских выборов, так как сельхозпроизводители считаются одной из основных опор правящей партии. Венгерский премьер Виктор Орбан потребовал в обмен на разблокирование экспорта восстановить в правах венгерское меньшинство в Закарпатье. Схожие требования есть и у румынского правительства в отношении этнических румын в южной Бессарабии и Черновицкой области. Болгары же настаивают на полноценной, а не частичной компенсации их финансовых потерь.
Решение конфликта, судя по всему, невозможно без длительных и сложных переговоров, однако этого времени у Киева с Брюсселем, по сути, нет.