Солидарность дала течь: поддержка Украины убивает сельское хозяйство Европы
Тимур Марков
После начала специальной военной операции власти Евросоюза, чтобы поддержать киевский режим, приняли решение допустить украинскую сельхозпродукцию на свои рынки безо всяких условий и квот. В итоге это привело к тому, что неограниченный импорт товаров с Украины ударил по европейским аграриям. Болгарские, румынские и даже польские фермеры уже выходят на массовые протесты, а в перспективе ситуация грозит привести в этих странах к политической нестабильности вкупе с социально-экономическим взрывом.
Все на блокаду границы!
Впервые за все время существования Евросоюза в Брюсселе прошла акция протеста румынских аграриев. Они проехали почти две тысячи километров, чтобы выразить возмущение бесконтрольным и неограниченным ввозом украинских продовольственных и сельскохозяйственных товаров в Европу.
«Румынские фермеры заслуживают уважения!», — такой лозунг значился на плакате «Силы фермеров», главной профсоюзной организации румынского АПК.
Эта акция, пусть и самая отчаянная, далеко не первая и, очевидно, не последняя. Страны Центральной и Южной Европы захлестывает волна недовольства сельхозпроизводителей. Протесты прошли в Польше, в Румынии, в Греции, в Болгарии и других странах ЕС.
С середины марта польские фермеры буквально охотились на уже бывшего министра сельского хозяйства Хенрика Ковальчика. В прошлом году он насоветовал аграриям не торопиться продавать свой урожай, дождаться, когда иссякнет поток украинского зерна, а цены нормализуются. Спустя почти год склады и элеваторы в стране забиты зерном и семенами подсолнечника из Украины, а местные сельхозпроизводители так и не дождались ни нормализации рынка, ни возможности продать свою продукцию по приемлемой цене.
22 марта, во время переговоров с комиссаром ЕС по сельскому хозяйству Янушем Войцеховским фермеры просто забросали Ковальчика тухлыми яйцами. В итоге, из-за нежелания Еврокомиссии принимать меры по борьбе с наплывом украинского зерна, министр подал в отставку. Правда, позже выяснилось, что импорт сельхозпродукции с Украины в Польшу все же будет приостановлен, но транзит зерновых через территорию страны продолжится.
В те же дни болгарские аграрии перекрыли пункты пропуска на границе с Румынией, через которые в страну следует украинская продукция.
В отличие от польских коллег, болгары со своим министром сельского хозяйства столковались — Явор Гечев возглавил марш возмущенных к границе верхом на тракторе.
«Солидарность с Украиной не может означать нехватку солидарности с болгарскими фермерами», — заявил он журналистам.
7 апреля настал апогей протестной активности европейских сельхозпроизводителей. Тысячи румынских фермеров со своей тракторной техникой и комбайнами перекрыли участок границы с Украиной.
Это должно серьезно повлиять на экспортные возможности Киева, поскольку на балканский коридор приходится не менее половины от «маршрутов солидарности».
Запретить аграриям проводить акции протеста Бухарест с Софией не решились. Общественное мнение в обеих странах на стороне соотечественников, а не украинских поставщиков.
Экономическая катастрофа
За год с небольшим украинское зерно, говядина, свинина, мясо птицы, молочная продукция и другие сельхозтовары наводнили рынок Евросоюза. Это стало возможным благодаря решению Еврокомиссии от 24 февраля прошлого года, открывшего границы ЕС для продукции с Украины безо всяких условий, с отменой квот, ограничений, технических и других стандартов и требований.
Год назад Брюссель руководствовался соображениями о необходимости разблокировать альтернативные пути украинского экспорта. Транспортировка товаров морем, традиционно использовавшаяся Киевом в качестве основного маршрута, была полностью заблокирована из-за боевых действий у острова Змеиный в ходе начавшейся специальной военной операции, а также массового и бессистемного минирования побережья и акватории Черного моря со стороны ВСУ.
По логике европейцев, украинские товары должны были через Польшу, Румынию и Болгарию выйти на безопасные морские пути, а потом отправиться к своим основным иностранным заказчикам. Эту стратегию спасения экономики Украины и назвали «маршрутами солидарности».
Однако все вышло несколько иначе. Вместо того, чтобы миновать Евросоюз и устремиться к египетским и арабским портам, украинское зерно и другие товары «задержались» в Европе. За счет более низких требований к качеству, отмены таможенных пошлин и налоговых платежей, предоставления льготных маршрутов и логистических преимуществ продовольствие из Украины стало для международных трейдеров гораздо привлекательнее, чем продукция собственно европейских фермеров.
Как следствие, в ЕС образовался профицит высококачественного, но не особенно нужного биржевым брокерам зерна и других товаров.
Цифры кричат о масштабе катастрофы: украинский импорт в Польшу вырос в 245 раз, в Румынию более чем в 500 раз. В Болгарии местные аграрии не смогли реализовать 80% семян подсолнечника и рапса, на складах остались не востребованы более трех миллионов тонн пшеницы урожая 2022 года.
Ситуацию осложняет затянувшийся экономический кризис в странах Северной Африки, традиционно покупавших польское и румынское зерно. Теперь возможности правительств этого региона сузились, и они тоже предпочитают более дешевую, хоть и худшего качества, украинскую сельхозпродукцию.
Колода аргументов
В конце марта Еврокомиссия попыталась решить проблему за счет выплат пострадавшим от «маршрутов солидарности» фермерам компенсаций. Брюссель пообещал выделить предприятиям аграрного-промышленного сектора Польши 29,5 млн евро, Румынии — 10,5 млн, Болгарии — 16,75 млн. Правда, о помощи для своих аграриев просили еще Венгрия и Словакия, через территории которых тоже проходит экспорт украинского зерна, но для них денег не нашлось.
Сложилась комичная ситуация: получающим компенсации странам ЕС не нравится маленькая сумма, а еще два государства и вовсе ничего не получают.
В этих условиях премьер-министры Польши, Словакии, Румынии, Болгарии и Венгрии написали коллективное письмо в Еврокомиссию с требованием вовсе отменить «маршруты» и восстановить таможенные и налоговые ограничения на украинский импорт в Европу.
Кроме того, отдельно в Бухаресте и Варшаве предлагают учредить механизм отслеживания экспорта украинского зерна, чтобы оно не задерживалось в ЕС. Желающих же продолжать реализацию данной продукции на территории Евросоюза намерены обязать соблюдать ценовую политику и не демпинговать местных аграриев.
Также главы правительств пяти стран в своем письме просят Еврокомиссию выкупить накопившееся у их производителей зерно и использовать его в гуманитарных нуждах. При этом авторы запроса не скрывают, что особо на успех экономической аргументации не надеются.
Ведь представители ЕС уже анонсировали удвоение финансирования на закупку вооружения для ВСУ, тогда как для собственных аграриев свободных средств не хватает.
На этот случай у «младоевропейцев» есть отдельный козырь. Они указывают, что напряженная ситуация в сельскохозяйственном секторе их стран формирует политические риски.
Совсем недавно прошли выборы в Народное собрание в Болгарии, по итогам которых ни одна партия, рьяно выступавшая за оказание всевозможной помощи Украине, не получает большинства. В Польше парламентские выборы намечены на осень, а в Румынии все сильнее угроза падения правительства и проведения досрочных выборов. Политическая нестабильность вкупе с социально-экономическим перенапряжением могут стать главными картами, которые представители пострадавшей от украинского зерна «пятерки» выложат на стол в Брюсселе.