Экономика Экономика

Транспортный коридор «Север — Юг» заменит Беларуси закрытые рынки на Западе

Начало военной спецоперации России на Украине и введение против Беларуси незаконных санкций со стороны коллективного Запада поставили задачу поиска новых торговых путей и логистических маршрутов вне контроля недружественных государств. Одним из таких маршрутов стал транспортный коридор «Север – Юг», способный связать Союзное государство России и Беларуси (и ЕАЭС в целом) с Южной Азией, Ближним Востоком и Восточной Африкой. Учитывая, что морские перевозки через Суэцкий канал становятся все более проблематичными, преимущества данного маршрута еще более возрастают.

Проект соглашения международный транспортный коридор (МТК) «Север – Юг» был инициирован в 2000 году Россией, Индией и Ираном для создания более короткого пути по сравнению с морским транспортным маршрутом через Суэцкий канал (сроки доставки должны сократиться вдвое с 30-45 дней до 15-24). Перенаправление контейнерных перевозок с морского транспорта на железнодорожный в рамках коридора «Север – Юг» позволит снизить выбросы парниковых газов минимум на 25%.

В настоящий момент, несмотря на активизацию переговорного процесса в рамках Координационного совета МТК «Север – Юг», функционирование коридора находится в «спящем» режиме. Функционируют лишь его северная часть, а также на отдельные участки мультимодального и Восточного маршрутов. Остальные участки будут вводиться в эксплуатацию по мере реализации строительных работ, как отдельными странами, так и на уровне межгосударственном уровне сотрудничества.

Эксперты называют транспортный коридор «Север – Юг» ключевым элементом транспортного каркаса Евразии.

Он включает в себя несколько видов транспорта: автомобильный, железнодорожный, морской и смешанный «река-море». Так, железнодорожный и автомобильный транспортный коридор от индийского порта Нава-Шева на юге Мумбаи через Иран до Санкт-Петербурга имеет протяженность 7,2 тысячи километров.

Транспортный коридор «Север – Юг»

Общий объем необходимых инвестиций для создания инфраструктуры транспортного коридора «Север – Юг» составляет 38,2 миллиардов долларов США. Из этой суммы на Россию приходится 13,21 миллиардов.

Беларусь и Россия заинтересованы в развитии транспортного коридора «Север – Юг», поскольку он открывает новые возможности для транзита и торговли в условиях санкционного давления и логистических ограничений со стороны Запада.

Важность данного логистического маршрута подчеркнули президенты России и Беларуси в совместном разговоре 17 марта при обсуждении вопроса импортозамещения.

В начале марта министр экономики Беларуси Александр Червяков заявил о важности роли МТК в рамках концепции разворота на Восток во внешней торговле и указал на важность налаживания сотрудничества со странами Каспийского региона – Россией, Азербайджаном, Ираном и Казахстаном.

Когда в прошлом месяце белорусский лидер посетил с визитом Иран, министр транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко сообщил, что Беларусь, Россия и Иран договорились вместе развивать данный маршрут. Также на встрече с министром дорог и градостроительства Ирана Мехрдадом Базрпашем была достигнута договоренность о безразрешительной системе автоперевозок грузов.

17 марта в ходе рабочей встречи начальника Белорусской железной дороги Владимира Морозова с начальником Приволжской железной дороги Сергеем Альмеевым обсуждался вопрос взаимодействия в сфере перевозок грузов по МТК. В ходе переговоров стороны отметили как растущий с каждым годом спрос на перевозки грузов, так и увеличение объемов перевозимых грузов по сухопутному и морскому маршрутам. Кроме того, сообщалось о необходимости совместной проработки новых транспортно-логистических схем и условий перевозок.

В конце марта премьер-министр РФ Михаил Мишустин на заседании правительства, поручил доработать планы по их расширению до конца первого полугодия приоритетных транспортно-логистических маршрутов, в число которых кроме МТК «Север-Юг» также вошли Азово-черноморское и восточное направления.

Развитие транспортного коридора «Север – Юг» является серьезным стимулом для интеграционных процессов в рамках Союзного государства и ЕАЭС, поскольку предполагает дальнейшую унификацию законодательства в экономической и транспортной сферах, а также устранение барьеров для торговых процессов и грузоперевозок.

В докладе Евразийского банка развития, представленного на II Каспийском форуме, сообщалось, что «развитие маршрутов МТК «Север – Юг», которые дополняют коридоры по направлению «Восток – Запад», отвечает общим стратегическим интересам России (в частности, внутренних регионов Сибири и Урала), государств Центральной Азии и Южного Кавказа, в том числе Армении. Улучшение континентальной транспортной связанности повышает общую эффективность национальных экономик и содействует эффективному раскрытию потенциала внутренних евразийских регионов и стран».

Многообразие сопряжений между евразийскими МТК в силу общности интересов облегчает взаимодействие ЕАЭС, позиционирующего себя как один из центров, формирующих интеграционный контур Большого Евразийского партнерства с такими региональными экономическими объединениями, как ШОС, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), СНГ, а также помогает выстроить системный диалог с ЕС.

Вместе с очевидными преимуществами, работа над МТК имеет в себе ряд политических, экономических, геостратегических, институциональных, технологических и инфраструктурных рисков, которые сказываются на показателях перевозки грузов и ценах.

Так, стало известно об увеличении сроков перевозки грузов из Индии, Ирана и других стран Юго-Западной Азии по транскаспийской ветке МТК до 60 дней и роста цены – в 2 раза до 7 тысяч долларов за 20-футовый контейнер.

Также российские порты пока не справляются с растущим грузопотоком. В качестве причин называются нехватка причалов, терминалов, кранов и другой инфраструктуры в Астрахани, недостаточное количество судов на рейсах Иран – Россия и заторы в обмелевшем Волго-Донском канале.

Для эффективного функционирования транспортного коридора необходимо устранение ряда барьеров. Требуются правовая гармонизация таможенного оформления, обмен информацией и упрощение процедур по пересечению границ, разработка согласованной тарифной политики, установление механизмов платежей и расчетов между участниками, страхование грузов и транспортных средств, оцифровка транспортных документов и процедур, создание координационного механизма для управления самим транспортным коридором.

В последнее время в регионе МТК возросли военные риски.

НАТО не оставляет попыток дестабилизации региона и продолжает предпринимать шаги по поджогу Кавказа.

Это и попытка дестабилизации Грузии из-за закона об иноагентах, и проблема Нагорного Карабаха, и попытки столкнуть лбами Иран и Азербайджан.

Недавно Хадсоновский институт США опубликовал материал, в котором излагается цель изолировать Россию и Иран друг от друга в Каспийском регионе, чтобы они более не могли использовать его преимущества в своих целях. В частности, для этого предлагается настроить власти Азербайджана, Казахстана и Туркменистана против РФ. А для этого нужно накачать их американским оружием и техникой, с четом опыта Украины.

Рано или поздно такого подхода к решению проблемы МТК следовало ожидать, так как США уже неоднократно предпринимали попытки влезть в Среднюю Азию, чтобы изменить там расклад сил. И работа в данном направлении ведется давно.

НАТО несмотря на оборонительную риторику всегда играло глобальную роль, но теперь это глобальная претензия высказывается официально, поскольку противодействие Западу растет, как и количество альтернатив западным финансовым и политическим институтам, логистическим маршрутам, энергетическим проектам, а потому чтобы не допустить собственного проигрыша его мозговые центры работают над вопросом сохранения прежнего доминирования.

Поэтому страны, сотрудничающие в рамках коридора «Север-Юг» должны не допустить военной эскалации и обеспечить безопасность маршрутов, что в свою очередь должно отразиться и на росте торговли в будущем. Ведь безопасность Евразии – это главная гарантия мирного развития ее народов.

Читайте также
31 марта 2023
В Гагаузии закончилась регистрация кандидатов на должность главы национальной автономии — башкана. Выборы главы Гагаузии пройдут 30 апреля, и прозападный режим Майи Санду в Кишиневе пытается усилить свои позиции в пророссийской автономии за счет поддержки протурецкого кандидата. Однако пророссийские и протурецкие настроения у гагаузов неразделимы.
31 марта 2023
В Кремле слышали призыв президента Беларуси Александра Лукашенко прекратить огонь на Украине ради переговоров, и эта тема, вероятно, будет обсуждаться с российским лидером Владимиром Путиным.
31 марта 2023
Вооруженные силы российской армии находятся в Беларуси на ротационной основе под руководством белорусских офицеров. Об этом заявил президент республики Александр Лукашенко.
31 марта 2023
Беларусь задействует 20 российских морских портов для доставки продукции на мировые рынки, но ей нужны дополнительные возможности для экспорта.