Транспортный коридор «Север — Юг» заменит Беларуси закрытые рынки на Западе
Николай Ульянов
Начало военной спецоперации России на Украине и введение против Беларуси незаконных санкций со стороны коллективного Запада поставили задачу поиска новых торговых путей и логистических маршрутов вне контроля недружественных государств. Одним из таких маршрутов стал транспортный коридор «Север – Юг», способный связать Союзное государство России и Беларуси (и ЕАЭС в целом) с Южной Азией, Ближним Востоком и Восточной Африкой. Учитывая, что морские перевозки через Суэцкий канал становятся все более проблематичными, преимущества данного маршрута еще более возрастают.
Проект соглашения международный транспортный коридор (МТК) «Север – Юг» был инициирован в 2000 году Россией, Индией и Ираном для создания более короткого пути по сравнению с морским транспортным маршрутом через Суэцкий канал (сроки доставки должны сократиться вдвое с 30-45 дней до 15-24). Перенаправление контейнерных перевозок с морского транспорта на железнодорожный в рамках коридора «Север – Юг» позволит снизить выбросы парниковых газов минимум на 25%.
В настоящий момент, несмотря на активизацию переговорного процесса в рамках Координационного совета МТК «Север – Юг», функционирование коридора находится в «спящем» режиме. Функционируют лишь его северная часть, а также на отдельные участки мультимодального и Восточного маршрутов. Остальные участки будут вводиться в эксплуатацию по мере реализации строительных работ, как отдельными странами, так и на уровне межгосударственном уровне сотрудничества.
Эксперты называют транспортный коридор «Север – Юг» ключевым элементом транспортного каркаса Евразии.
Он включает в себя несколько видов транспорта: автомобильный, железнодорожный, морской и смешанный «река-море». Так, железнодорожный и автомобильный транспортный коридор от индийского порта Нава-Шева на юге Мумбаи через Иран до Санкт-Петербурга имеет протяженность 7,2 тысячи километров.
Общий объем необходимых инвестиций для создания инфраструктуры транспортного коридора «Север – Юг» составляет 38,2 миллиардов долларов США. Из этой суммы на Россию приходится 13,21 миллиардов.
Беларусь и Россия заинтересованы в развитии транспортного коридора «Север – Юг», поскольку он открывает новые возможности для транзита и торговли в условиях санкционного давления и логистических ограничений со стороны Запада.
Важность данного логистического маршрута подчеркнули президенты России и Беларуси в совместном разговоре 17 марта при обсуждении вопроса импортозамещения.
В начале марта министр экономики Беларуси Александр Червяков заявил о важности роли МТК в рамках концепции разворота на Восток во внешней торговле и указал на важность налаживания сотрудничества со странами Каспийского региона – Россией, Азербайджаном, Ираном и Казахстаном.
Когда в прошлом месяце белорусский лидер посетил с визитом Иран, министр транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко сообщил, что Беларусь, Россия и Иран договорились вместе развивать данный маршрут. Также на встрече с министром дорог и градостроительства Ирана Мехрдадом Базрпашем была достигнута договоренность о безразрешительной системе автоперевозок грузов.
17 марта в ходе рабочей встречи начальника Белорусской железной дороги Владимира Морозова с начальником Приволжской железной дороги Сергеем Альмеевым обсуждался вопрос взаимодействия в сфере перевозок грузов по МТК. В ходе переговоров стороны отметили как растущий с каждым годом спрос на перевозки грузов, так и увеличение объемов перевозимых грузов по сухопутному и морскому маршрутам. Кроме того, сообщалось о необходимости совместной проработки новых транспортно-логистических схем и условий перевозок.
В конце марта премьер-министр РФ Михаил Мишустин на заседании правительства, поручил доработать планы по их расширению до конца первого полугодия приоритетных транспортно-логистических маршрутов, в число которых кроме МТК «Север-Юг» также вошли Азово-черноморское и восточное направления.
Развитие транспортного коридора «Север – Юг» является серьезным стимулом для интеграционных процессов в рамках Союзного государства и ЕАЭС, поскольку предполагает дальнейшую унификацию законодательства в экономической и транспортной сферах, а также устранение барьеров для торговых процессов и грузоперевозок.
В докладе Евразийского банка развития, представленного на II Каспийском форуме, сообщалось, что «развитие маршрутов МТК «Север – Юг», которые дополняют коридоры по направлению «Восток – Запад», отвечает общим стратегическим интересам России (в частности, внутренних регионов Сибири и Урала), государств Центральной Азии и Южного Кавказа, в том числе Армении. Улучшение континентальной транспортной связанности повышает общую эффективность национальных экономик и содействует эффективному раскрытию потенциала внутренних евразийских регионов и стран».
Многообразие сопряжений между евразийскими МТК в силу общности интересов облегчает взаимодействие ЕАЭС, позиционирующего себя как один из центров, формирующих интеграционный контур Большого Евразийского партнерства с такими региональными экономическими объединениями, как ШОС, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), СНГ, а также помогает выстроить системный диалог с ЕС.
Вместе с очевидными преимуществами, работа над МТК имеет в себе ряд политических, экономических, геостратегических, институциональных, технологических и инфраструктурных рисков, которые сказываются на показателях перевозки грузов и ценах.
Так, стало известно об увеличении сроков перевозки грузов из Индии, Ирана и других стран Юго-Западной Азии по транскаспийской ветке МТК до 60 дней и роста цены – в 2 раза до 7 тысяч долларов за 20-футовый контейнер.
Также российские порты пока не справляются с растущим грузопотоком. В качестве причин называются нехватка причалов, терминалов, кранов и другой инфраструктуры в Астрахани, недостаточное количество судов на рейсах Иран – Россия и заторы в обмелевшем Волго-Донском канале.
Для эффективного функционирования транспортного коридора необходимо устранение ряда барьеров. Требуются правовая гармонизация таможенного оформления, обмен информацией и упрощение процедур по пересечению границ, разработка согласованной тарифной политики, установление механизмов платежей и расчетов между участниками, страхование грузов и транспортных средств, оцифровка транспортных документов и процедур, создание координационного механизма для управления самим транспортным коридором.
В последнее время в регионе МТК возросли военные риски.
НАТО не оставляет попыток дестабилизации региона и продолжает предпринимать шаги по поджогу Кавказа.
Это и попытка дестабилизации Грузии из-за закона об иноагентах, и проблема Нагорного Карабаха, и попытки столкнуть лбами Иран и Азербайджан.
Недавно Хадсоновский институт США опубликовал материал, в котором излагается цель изолировать Россию и Иран друг от друга в Каспийском регионе, чтобы они более не могли использовать его преимущества в своих целях. В частности, для этого предлагается настроить власти Азербайджана, Казахстана и Туркменистана против РФ. А для этого нужно накачать их американским оружием и техникой, с четом опыта Украины.
Рано или поздно такого подхода к решению проблемы МТК следовало ожидать, так как США уже неоднократно предпринимали попытки влезть в Среднюю Азию, чтобы изменить там расклад сил. И работа в данном направлении ведется давно.
НАТО несмотря на оборонительную риторику всегда играло глобальную роль, но теперь это глобальная претензия высказывается официально, поскольку противодействие Западу растет, как и количество альтернатив западным финансовым и политическим институтам, логистическим маршрутам, энергетическим проектам, а потому чтобы не допустить собственного проигрыша его мозговые центры работают над вопросом сохранения прежнего доминирования.
Поэтому страны, сотрудничающие в рамках коридора «Север-Юг» должны не допустить военной эскалации и обеспечить безопасность маршрутов, что в свою очередь должно отразиться и на росте торговли в будущем. Ведь безопасность Евразии – это главная гарантия мирного развития ее народов.