Беларусь и Россия развивают логистику в условиях новой геополитической реальности
Всеволод Шимов
Введенные Западом после начала специальной военной операции на Украине антироссийские санкции серьезным образом изменили логистические цепочки по всей Евразии. Искусственно ограничивать белорусский экспорт начали еще раньше. В этих враждебных условиях развитие транспортной инфраструктуры Союзного государства становится жизненно необходимой задачей для Москвы и Минска.
14 марта 2023 года в Брянске на заседании Комиссии Парламентского собрания Союза Беларуси и России по энергетике и транспорту были рассмотрены актуальные вопросы функционирования транспортного рынка Союзного государства. Особое внимание уделили реализации совместных программ в области транспортного контроля, регулирования, а также обеспечения функционирования объединенной транспортной системы.
Транспортная инфраструктура является, без преувеличения, становым хребтом любого интеграционного объединения, и Союзное государство — не исключение. России и Беларуси в наследство от СССР досталась единая система, что существенно упрощает взаимодействие в этой сфере.
В условиях конфронтации с Западом и нарастающего санкционного давления развитие транспортной инфраструктуры обеих стран приобретает особое значение.
Дестабилизация экономик Беларуси и России — одна из стратегических задач Вашингтона и Брюсселя. Обеспечение надежных коммуникаций и товарооборота как внутри Союзного государства, так и в рамках сотрудничества с внешними партнерами — ключевой фактор экономической устойчивости обеих стран.
События последних лет радикально изменили логистику. Из-за санкций против России, введенных ЕС, заметно упал товарооборот на западном направлении, а многие логистические коридоры потеряли свое значение. Так, существенно снизилась перевалка грузов через балтийские порты Ленинградской области и большой порт Санкт-Петербурга. Напротив, резко возросла транспортная нагрузка на дальневосточном направлении.
В принципиально новых для себя условиях оказалась и Беларусь. Для экспорта своей продукции на внешние рынки она долгие годы использовала порты Литвы, Латвии и Украины.
Через них же в республику попадала значительная часть импорта. Собственно, эти особенности логистики во многом предопределяли и многовекторный внешнеполитический курс Минска, хотя о рисках тесного экономического сотрудничества с соседями, избравшими евроатлантическую интеграцию, предупреждали давно.
Сегодня эти негативные прогнозы сбылись в полной мере: белорусский экспорт оказался в блокаде со стороны Запада, а единственным окном во внешний мир для него остается Россия.
В этих условиях для Беларуси резко возрастает значение российских портов, и прежде всего в Ленинградской области как наиболее географически близкой. В настоящее время они играют ключевую роль для продажи белорусской продукции на внешние рынки. Сегодня осуществляется взаимодействие с 19 портами России.
В соответствии с межправительственными соглашениями Беларусь направляет через них нефтепродукты, калийные и азотные удобрения, металлопродукцию, товары деревообработки. Учитывая падение грузооборота со странами Запада, приток белорусских грузов весьма важен для портов России на Балтике.
В феврале 2022 года Владимир Путин и Александр Лукашенко договорились о строительстве Беларусью собственного терминала рядом с новым портом Бронка. С момента введения его в эксплуатацию стоимость логистики для белорусского экспорта будет значительно снижена.
Кроме того, официальный Минск планирует построить свой порт в Мурманской области, чтобы иметь возможность использовать преимущества Северного морского пути.
Блокада со стороны Запада стимулирует развитие транспортных коммуникаций Беларуси с государствами Азии и Дальнего Востока. Опять же, ключевая роль в функционировании этого направления принадлежит России как транзитному государству. В последнее время налажены железнодорожные поставки калия в КНР, прорабатываются маршруты перевозок белорусской продукции в Иран. В 2022 году в Китай было отправлено более 700 контейнерных поездов.
Нельзя забывать, что Беларусь по-прежнему остается важным транзитным государством ЕАЭС: ежедневно через ее границы перемещается более 1,5 тысячи грузовых автомобилей. Более того, в свете текущей геополитической ситуации роль республики в этой сфере только возрастает. В условиях фактического разрыва транспортных сообщений России с Украиной и странами Прибалтики Беларусь превратилась в своего рода «бутылочное горлышко» для евразийских транспортных коммуникаций.
В этой связи не могут не тревожить односторонние действия официальной Варшавы, в результате которых оказалось закрыто большинство погранпереходов на белорусско-польской границе, что существенно замедлило и осложнило транзит.
В ноябре 2022 года было одобрено подписание соглашения между правительствами России и Беларуси о судоходстве по внутренним рекам. Например, Беларусь располагает тремя с половиной тысячами километров водных путей, пригодных для судоходства. Во времена СССР этот вид перевозок был важной и развитой отраслью транспортных сообщений, которую практически полностью уничтожили в постсоветский период. Ее возрождение должно стать одной из важнейших задач, поставленных перед Москвой и Минском.
Необходимым остается и развитие пассажирских перевозок внутри Союзного государства. К сожалению, в этой области по-прежнему есть много проблем, обусловленных не до конца понятным ценообразованием. На железнодорожном транспорте между Россией и Беларусью продолжает применяться межгосударственный тариф, из-за чего цены билетов на поезда оказываются существенно выше, чем на маршрутах внутри каждой из стран. Как следствие, сама сеть маршрутов постоянно сокращается.
С аналогичной проблемой сталкиваются и авиаперевозчики. Ситуация в этой сфере усугубляется монополией компании «Белавиа» на авиационном рынке Беларуси.
Таким образом, в области транспорта и логистики у официальных Москвы и Минска много работы, которая связана как с приспособлением к новой геополитической реальности, так и с преодолением многочисленных узких мест, доставшихся в наследство от предыдущих эпох.
Всеволод Шимов
Советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН