Обещанные Майей Санду «хорошие времена» обернулись крахом экономики Молдовы
Максим Камеррер
Прошедший год был крайне сложным для многих стран, но для некоторых он оказался просто катастрофическим — например, для Молдовы. Как ни странно, но до такого состояния республику довели не глобальный экономический кризис или последствия проведения специальной военной операции на Украине, а действия нынешнего прозападного руководства. Итогами двухлетней деятельности гражданки Румынии Майи Санду на посту президента стали рекордная инфляция, газовый и энергетический кризис, рост социальной и экономической напряженности, безостановочное падение экономики и стремительное обнищание населения.
ВВП Молдовы в третьем квартале 2022 года снизился более чем на 10% — хуже дела обстоят только на Украине, где идут активные боевые действия. При этом цены на продукты и товары первой необходимости там значительно ниже, что приводит к парадоксальному явлению: молдаване выезжают в соседнюю страну для оптовых закупок.
По итогам ноября потребительская инфляция в Молдове достигла почти 30% — это самый высокий показатель в Европе и на постсоветском пространстве. Индекс производственных цен также приближается к 30%, что делает продукцию молдавских производителей все менее конкурентоспособной.
В предвыборных кампаниях Майя Санду и партия PAS, во главе которой она находилась до избрания на высший государственный пост, сделали главным пунктом своей программы обещание «хороших времен» для Молдовы и ее населения. Чем это в итоге обернулось?
Под давлением МВФ правительство отказалось предоставить фермерам требуемые льготы, которые они получали от прежних властей, за что Майя Санду, находясь в оппозиции, обвиняла предшественников в пренебрежении интересами сельхозпроизводителей.
Будучи аграрной страной, Молдова сегодня не в состоянии обеспечивать саму себя по большинству позиций. Одна из причин — нехватка удобрений, 75% которых ранее закупались у России. В настоящее время, когда официальный Кишинев всячески препятствует развитию сотрудничества с РФ и другими странами ЕАЭС, а также стремится присоединиться к антироссийским санкциям Запада, большая часть логистических связей нарушена и поставки необходимых товарных позиций серьезно затруднены.
С начала 2022 года в Молдове не открылось ни одного крупного или среднего предприятия. Более того, в условиях многократного роста тарифов на газ и электричество многие предприятия вынуждены закрываться из-за низкой рентабельности или просто убыточности.
Всего за прошедший год прекратили свою деятельность 2600 компаний, где трудилось больше 100 тысяч человек.
В третьем квартале 2022 года по сравнению с аналогичным периодом 2021-го в стране наблюдается спад по всем направлениям: обвал ВВП на 10%, сельхозпродукции — на 22,2%, промышленного производства — на 13,9%. Уровень безработицы среди молодежи составляет 17%, а внешний долг достиг космических для маленькой республики 2,8 млрд долларов.
Политика правительства, направленная на провоцирование разрыва сотрудничества с «Газпромом» в области поставок природного газа, привела к тому, что формула ценообразования на газ в новом контракте, заключенном в конце прошлого года, оказалась крайне невыгодной для Молдовы.
Причем произошло это по инициативе именно молдавской стороны.
Результатом этого стал рост внутренних тарифов с 4 до 29 леев, то есть более чем в семь раз. Это неизбежно сказалось и на цене на электроэнергию, так как более 70% потребляемой генерации вырабатывается на Молдавской ГРЭС в Приднестровье, работающей на голубом топливе. В результате электричество подорожало более чем в пять раз.
Для иллюстрации того, насколько невыгодной оказалась предложенная правительством PAS формула, достаточно сопоставить два факта: по сообщению главы «Молдовагаз» Вадима Чебана, в январе закупочная цена природного газа, поставляемого «Газпромом», составит около 1230 долларов за тысячу кубометров. В то же время биржевые цены на природный газ в Европе не превышают 700 долларов за тот же объем.
Рост цен на основные продукты питания и услуги практически не компенсируется населению. Реальные денежные доходы молдаван в январе-сентябре 2022 года снизились более чем на 12%. Номинальный рост зарплаты и социальных выплат оказался в два раза ниже инфляции.
Более того, парламентское большинство PAS приняло бюджет на 2023 год с нарушением законодательства — пенсии в нем были проиндексированы только на 14%, и это при инфляции, превышающей 30%. Между тем закон запрещает индексацию меньше уровня инфляции.
Еще одним серьезным ударом по финансовой системе страны стало сокращение объема денежных переводов из-за рубежа. До прихода Санду к власти молдавские трудовые мигранты из России присылали на родину более 600 млн долларов США в год (70% общего объема); сейчас эта цифра уменьшилась более чем в три раза. Снижаются поступления и из других стран.
Это может привести к дестабилизации курса молдавского лея, что добьет остатки экономики республики. Необходимо отметить, что валютные поступления от гастарбайтеров из Европы находятся лишь на третьем месте по размерам; на первых двух — Россия и Израиль.
В 2021 году Россия занимала второе место во внешнеторговом обороте Молдовы (11%), уступая лишь Румынии, но по итогам января-октября 2022-го пропустила вперед Украину. Импорт из РФ в прошедшем году (преимущественно природный газ) в шесть раз превысил объем экспорта, который снизился на 25%.
Эти показатели являются следствием проведения политики на разрыв всяческих связей с Россией. И происходит это несмотря на то, что даже в действующем правительстве есть люди, понимающие необходимость сотрудничества между Кишиневом и Москвой.
Так, например, глава Министерства сельского хозяйства Молдовы Владимир Боля заявил: «В нынешней катастрофической для Молдовы ситуации выход из СНГ был бы для страны еще одной абсолютно ненужной проблемой».
Тем не менее очевидно, что Майя Санду ведет страну именно к этому, дабы иметь возможность заявить, что пребывание Молдовы в Содружестве не имеет никакого смысла. При этом совершенно игнорируется, что разрыв экономических связей с Россией, к которому стремится прозападное руководство, ухудшит крайне сложную ситуацию в молдавской экономике.
В качестве альтернативы власти Молдовы намерены переключиться на накачку республики дорогими западными кредитами.
Понимают ли они, что творят и в каком состоянии находится страна? Вряд ли. В телеэфире премьер-министр Наталья Гаврилица заявила: «Думаю, пути назад нет: наши люди поняли, что такое правительство, работающее для людей. Посмотрите, какие ожидания у общества, у людей от достижений правления, достижения всех органов государства. Мы вышли на новый уровень зрелости».
Хотя если принять за цель Майи Санду и партии PAS полное разрушение Молдовы и доведение населения до такого состояния, когда большинство проголосует за присоединение к Румынии, то действуют они вполне успешно.