Только Россия способна спасти сельское хозяйство Молдовы от окончательного краха
Максим Камеррер
Экономика Молдовы под руководством Майи Санду и партии PAS стремительно деградирует. Особенно негативно русофобская политика «евроинтеграторов» сказалась на местных фермерах, продукция которых является основой экспорта республики. Например, по сравнению с прошлым годом в стране на 18,3% сократился объем сельхозпроизводства, а доходы от продажи товаров в РФ уменьшились на 20%. В этой ситуации единственной гарантией сохранения отрасли остается возобновление сотрудничества с Россией.
Провал экономической политики нынешнего руководства Молдовы сегодня очевиден уже для всех. При этом команда Майи Санду не моргнув глазом «переводит стрелки» и всю ответственность за инфляцию, рост цен на газ, электроэнергию, бензин, солярку, коммунальные услуги и продукты питания возлагает на Россию и специальную военную операцию.
Однако в аграрной сфере негативные тенденции начали нарастать задолго до этого. Причины заключаются в хроническом недостатке инвестиций, росте стоимости производства продуктов, снижении платежеспособности населения, периодических засухах и проблеме с реализацией урожая за пределами страны.
При этом нынешнее правительство Молдовы не предпринимает никаких усилий для нормализации ситуации.
Очевидно, что украинский конфликт сильно усложнил для молдавских аграриев логистику сбыта готовой продукции. Например, в крайне затруднительном положении оказались экспортеры яблок, отправлявшие в Россию практически всю свою продукцию через территорию Украины — до 90% всего объема поставок.
«Наша фруктовая продукция составляет треть всего экспорта в Российскую Федерацию. Поэтому правительству нужно подумать о том, что мы будем делать с фермерами. Эта отрасль пострадает в первую очередь», — предупреждал экономический эксперт Вячеслав Ионицэ. Исполнительный директор ассоциации «Молдова-Фрукт» Юрий Фалэ сообщил, что в холодильных камерах по всей стране пришлось складировать более 120 тысяч тонн яблок.
В итоге, по информации ассоциации EastFruit, весь оставшийся урожай 2021, а это более 100 тысяч тонн, был переработан в концентрат. Притом из этого объема на рынок России в обозримой перспективе, скорее всего, не будет отправлено порядка 10–18 тысяч тонн, на которые еще совсем недавно были реальные покупатели.
По молдавским меркам это много, учитывая, что яблочного концентрата в стране ежегодно производится примерно от 25 до 45 тысяч тонн. Можно спрогнозировать, что непроданный в РФ объем останется на складах на неопределенный период.
В связи с серьезными проблемами в энергетическом секторе переработчики не могут взять дорогостоящие банковские кредиты для расширения производства. Учитывая все эти факторы, фермеры вынуждены сдавать столовые сорта яблок и винограда на переработку за бесценок (яблоки по 2–2,1 лея за кг), а то и вовсе выбрасывать на свалки.
Крупная ассоциация производителей Forţa Fermierilor («Сила фермеров») добивается принятия парламентом ряда законопроектов по снижению налоговой нагрузки для пострадавших аграриев, обещая в противном случае продолжить проводившиеся летом протестные акции.
Несмотря на то, что в подавляющей степени сельскохозяйственная отрасль республики еще с советских времен была традиционно «заточена» на рынок России и стран ЕАЭС, отсутствие общей границы затрудняет логистику в этом направлении.
Важным фактором переориентации экспорта на Запад сыграло подписание Молдовой в 2014 году Договора об ассоциации с Евросоюзом, который, казалось бы, открыл ворота для поставок местных товаров в Европу.
Однако в реальности это имело негативное влияние на молдавскую экономику. Открыв свой рынок для сельхозпродукции из ЕС, оказавшейся более конкурентоспособной в силу высоких субсидий, получаемых европейскими фермерами, Молдова так и не смогла воспользоваться даже теми мизерными квотами, которые были предоставлены ей Брюсселем. Более того, получившийся «выхлоп» даже близко нельзя сравнить с доходами от прежних объемов поставок в Российскую Федерацию.
Кроме того, подписание этого договора вызвало неизбежную реакцию России, вынужденной для защиты своего рынка от реэкспорта ввести таможенные пошлины на молдавские товары. В период, когда президентом Молдовы был Игорь Додон, Москва шла навстречу его просьбам и продлевала соглашение, по которому эти пошлины не взимались. С приходом на пост главы государства Майи Санду интересы молдавских производителей уже не особенно занимали официальный Кишинев, что, конечно же, отразилось на объемах торговли с Россией.
В результате в 2022 году Молдова, несмотря на высочайшую инфляцию, сократила экспорт товаров в РФ на 20% (с 195 млн долларов США за три квартала 2021 года до 156 млн за аналогичный период текущего).
И это при том, что в январе-сентябре 2022 года цены на сельхозпродукцию в Молдове выросли на 19%. Наибольший рост показали яблоки (в 2,2 раза), ягоды (на 68%), овощи (на 55%), пшеница (на 32%), яйца (на 27%).
Помимо этого, молдавские аграрии массово отказываются от разведения домашней птицы и скота по целому ряду причин: крайне высокие цены на корма и электроэнергию, миграция сельской молодежи в города и за рубеж. Крупные предприятия также сокращают производство, поэтому Молдова все больше зависит от продукции животноводства других стран. За три квартала 2022-го рост импорта мяса, молока и яиц составил 28% к уровню прошлого года.
По сравнению с 2021 годом в Молдове на 18,3% сократился объем сельскохозяйственного производства: было собрано на 44% меньше зерновых (всего менее 1 млн тонн), на 70% — кукурузы, на 43% — подсолнечника, на 33% — сахарной свеклы, на 12% — картофеля.
В этой ситуации единственной гарантией сохранения отрасли оставалось возобновление молдавского экспорта в Россию. Москва, понимая всю сложность ситуации для местного населения, в начале декабря разрешила поставки сельхозпродукции для 52 производителей.
Этому шагу во многом способствовали недавний визит в Москву представителей оппозиционной Партии социалистов Молдовы и их встреча с министром сельского хозяйства России Дмитрием Патрушевым, а также прямые контакты председателя партии «Шор» Илана Шора с председателем комитета Государственной думы по международным делам Леонидом Слуцким. На этом перспективы сотрудничества не исчерпываются — возможны положительные решения Роспотребнадзора и в отношении других аграрных предприятий Молдовы.
Попытки Кишинева переориентировать сельское хозяйство в западном направлении уже привели к его стагнации и упадку. Лишь сохранение экспорта молдавской продукции всех видов в Россию и другие страны ЕАЭС является гарантией спасения молдавской экономики от полного краха.
Восточный вектор развития при должном внимании способен обеспечить работу как сельскохозяйственной отрасли Молдовы, так и того, что осталось от промышленности республики. Но для осуществления подобного необходимо совсем другое руководство страны — то, что будет отстаивать интересы ее жителей, а не западных кураторов, которые, по сути, и принимают сегодня все ключевые решения.