«Серые» схемы в энергетике: политика Майи Санду ведет Молдову к катастрофе
Максим Камеррер
Бездарная политика правящей в Молдове партии PAS привела к катастрофическому росту тарифов на газ и электроэнергию. Произошло это исключительно из политических соображений и под давлением внешних сил, которые сегодня практически полностью определяют курс официального Кишинева. Главная установка западных кураторов заключается в прекращении прямого диалога с Россией и Приднестровьем в вопросах энергетики. Но ситуация внутри республики заставляет команду Майи Санду предпринимать попытки усидеть на двух стульях: и угодить «патронам», и не вызвать бунт среди населения.
В Молдове Майя Санду и правительство проводят политику так называемой энергетической независимости. Понятно, что воспринимать ее всерьез невозможно, так как для этого необходимо, чтобы на территории республики были найдены запасы энергоносителей (нефти или газа), сравнимые хотя бы с ее собственными потребностями.
Под этими лозунгами власти страны просто разрывают отношения с Россией в области энергетики, чтобы затем покупать тот же российский газ у западных посредников, но уже с наценкой. То же самое можно сказать и про электроэнергию: самый дешевый вариант — поставки с Молдавской ГРЭС, расположенной в Приднестровье и работающей на российских энергоносителях.
То есть все те комбинации и схемы, которые использует команда Санду, преследуют в первую очередь политическую цель. Что, впрочем, не отменяет возможности личной наживы для чиновников, курирующих их работу. На этом стоит остановиться подробнее.
22 ноября «Газпром» обвинил официальный Кишинев в том, что часть газа (более 52 млн кубометров), предназначенного Молдове, «оседает» на Украине и при этом не оплачивается в соответствии с действующим контрактом. Российская компания также заявила, что в случае продолжения такой практики намерена дополнительно сократить поставки газа в республику с 28 ноября этого года. В ответ молдавская сторона сообщила, что «оседающий» газ просто остается на Украине «на хранение».
После предупреждения «Газпрома» о возможном уменьшении поставок данные нарушения были устранены, а долг оплачен. Однако, как говорится, ложечки нашлись, но осадочек остался, и основания обвинять руководство Молдовы в продаже газа «налево» никуда не исчезли.
Случившееся 23 ноября на территории всей страны отключение электричества продемонстрировало неготовность властей к экстренным ситуациям — в Кишиневе случился транспортный коллапс, а в ряде медицинских и иных учреждений не оказалось резервных источников питания. Более того, длительные отключения могут повлиять на технологические процессы на предприятиях непрерывного цикла.
Но дело не только в этом — произошедший блэкаут заставил многих молдаван задать сначала самим себе, а потом и другим один очень интересный вопрос: «А где, собственно, и по какой цене Молдова закупает электроэнергию?»
Правительство в лице вице-премьера Андрея Спыну, курирующего энергетические вопросы, заявило, что электроэнергия закупается в Румынии. Но отсутствие электричества в связи с ударами российских ВС по инфраструктурным объектам на Украине вызвало серьезные и обоснованные подозрения в том, что официальный Кишинев снова использует какие-то криминальные схемы.
Да, действительно, экспорт электроэнергии из Румынии идет только через территорию Украины (высоковольтная ЛЭП Исакча — Вулканешты — МГРЭС), Бухарест стабильно оказывает давление на Кишинев для исключения из этой цепочки украинского посредника, чтобы таким образом еще крепче привязать к себе Молдову.
При этом средневзвешенная цена 1 МВт/ч электроэнергии, купленной на румынском фондовом рынке, в ноябре составила 231 евро, что почти в 4 раза выше, чем цена у Молдавской ГРЭС (62 евро). Учитывая, что электроэнергия закупается на бирже, ее стоимость может вырасти еще в несколько раз, что неминуемо скажется на итоговых платежках для населения.
Но и без этого новый тариф на электроэнергию в ноябре уже составил от 4,77 до 4,81 лея за кВт/ч, при том что в январе было 1,54 лея за кВт/ч. Цена на газ для потребителей за 2022 год выросла в шесть раз, более чем вдвое — на водоснабжение домохозяйств.
Подобные изменения вызывают все большее возмущение у населения и способствуют как росту протестных настроений, так и падению рейтингов партии PAS в целом и Майи Санду лично.
В этих условиях власти были вынуждены в определенной степени «дать задний ход». В конце ноября прошел визит главы «Молдовагаза» Вадима Чебана в Москву, в ходе которого были проведены переговоры с руководством «Газпрома». По их итогам он заявил, что «объем поставок сохранится на прежнем уровне — 5,7 млн кубометров в день», а «закупочная стоимость природного газа, поставляемого в Республику Молдова в декабре, предварительно составит для АО "Молдовагаз" 785 долларов США за тысячу кубометров с учетом теплотворной способности».
Но и это еще не все! Учитывая, что приобретение электроэнергии за границей неизбежно будет приводить ко все новым повышениям тарифа для внутренних потребителей, в Кишиневе решили пересмотреть те квоты на природный газ, которые выделялись Приднестровью для его использования Молдавской ГРЭС по выработке электричества для правобережной Молдовы.
Очевидно, что надежное энергоснабжение Молдовы связано прежде всего с устойчивой работой Молдавской ГРЭС, а также с развитием собственной локальной генерации и строительством ЛЭП внутри страны.
Однако вряд ли стоит говорить о том, что команда Санду это осознала и готова принять на вооружение. Скорее всего, тут сработал элементарный инстинкт самосохранения — дальнейшая эксплуатация сомнительных схем по закупке электроэнергии за рубежом неизбежно приведет к новым повышениям тарифов и социальному взрыву, который уже сейчас более чем вероятен.
И еще один интересный и важный момент, который нельзя не отметить. В условиях энергетического кризиса Евросоюз бешеными темпами вгоняет Молдову в долги. Внешняя задолженность страны неуклонно растет каждый месяц. Последний пример: Европейский банк выдал Молдове кредит в 100 млн долларов на покупку у европейских компаний газа, который будет храниться в Румынии и на Украине.
Таким образом, в Европу вернулись деньги из выданного кредита, в Румынию и Украину поступил газ, принадлежащий Молдове, а у той появились новые долги и необходимость просить газ у соседей без гарантий его предоставления. Чем-то все эти схемы неуловимо напоминают то, что проделывают сегодня внутри страны представители партии PAS — достойные ученики брюссельских чиновников и Фонда Сороса.