Погружение продолжается: санкции против России увлекают страны Прибалтики на дно
Святослав Князев
Макроэкономические показатели Литвы, Латвии и Эстонии в последнее время стремительно катятся вниз. Страны Прибалтики, которые и так не были сильной частью Евросоюза, оказались в числе лидеров по падению ВВП и промышленного производства. Помимо этого, местное население испытывает на себе все «прелести» резкого удорожания основных товаров и услуг: цена за русофобскую политику здешних властей оказывается все более высокой.
Страны Прибалтики, еще летом захватившие печальное лидерство по падению экономических показателей в масштабах Евросоюза, даже не думают сбавлять обороты. По итогам сентября 2022 года инфляция в Латвии достигла 22,2% в годовом измерении и 1,6% по сравнению с августом.
Всего за месяц стоимость замороженной рыбы в местных магазинах поднялась на 9,1%, рыбных консервов — на 7%, сливочного масла — на 6,7%, сахара — на 6,2%, хлеба — на 5,7%, кофе — на 5,3%. Также существенно выросли в цене практически все молочные продукты и мясо. Отопление за 30 дней подорожало на 9,2%, а электроэнергия — на 1,8%.
В годовом измерении рост цен в Латвии еще более впечатляющий. Продукты питания в целом подорожали на 27,5%, сахар — на 63,5%, мука — на 62,2%, масло — почти на 52%, молоко — на 43,7%. Коммунальные тарифы за год подскочили на 51,6%.
Цены в республике не росли такими темпами с 1995 года.
Впрочем, северная соседка Латвии умудрилась ее переплюнуть. В Эстонии по итогам сентября обесценивание денег в годовом исчислении достигло 24,1%. Об этом свидетельствуют данные, обнародованные Департаментом статистики. И здесь нет ничего удивительного: по состоянию на август 2022 года страна возглавляла рейтинг государств Еврозоны с самой высокой инфляцией, опередив немного других «балтийских тигров».
В Литве дела обстоят немногим лучше, если можно так сказать: показатель инфляции в 22,4% является самым высоким с 1996 года. Как заявил в комментарии местным СМИ экономист банка Luminor Жигимантас Маурицас, стабилизацию или падение цен сдерживает «продолжающаяся драма на рынке газа и электроэнергии».
В Латвии по итогам третьего квартала 2022 года ВВП снизился на 0,4% в годовом измерении, в Литве — на 0,5%. Промышленное производство Эстонии в августе рухнуло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7,5%, а Латвии — на 1,2%.
По словам экспертов, из Прибалтики сейчас бегут инвесторы. В регионе закрываются крупные предприятия, ведь непомерно высокие цены на электроэнергию сказываются в первую очередь на конкурентоспособности местной промышленности.
Например, еще в конце 2021 года останавливал свое производство расположенный в Кунде завод компании Estonian Cell, производящий целлюлозу. Всего за несколько месяцев расходы предприятия на энергоресурсы выросли на пять миллионов евро, и тогда владельцы перестали видеть какой-либо смысл в такой работе.
«У нас нет возможности переложить на потребителей на различных континентах повышение местных цен на сырье и ресурсы. Поэтому мы ищем решения, как справиться с этим кризисом», — заявляло тогда его руководство. Интересно, как будут возвращать свои деньги инвесторы, которые успели вложить в экономику Эстонии около 200 миллионов евро. Синхронно производство оборудования для распределения электроэнергии в эстонском Юри закрыло предприятие ABB.
В сентябре 2022 года на два месяца приостанавливал свою работу крупный производитель удобрений — завод Achema в литовском городе Йонава. Предприятие не выдержало роста цен на газ, составляющих около 80% себестоимости его продукции.
В целом энергетический кризис только завершает начатое властями Литвы, Латвии и Эстонии, ведь они годами ликвидировали местную промышленность по указке Евросоюза.
Брюссельские «старшие братья», рассуждая о законах свободной конкуренции, модернизации, «зеленой энергетике» и других высоких материях, уничтожили большую часть предприятий региона, доставшихся республикам в наследство от СССР. Давно закрылись такие гиганты, как «Сигма» и ВЭФ, остановилась Игналинская АЭС, в начале 2021 года в Латвии прекратил работу последний завод по производству знаменитых шпрот.
И вот теперь — новая волна закрытий, но уже не продиктованных «свыше», а произошедших просто потому, что промышленникам работать в Прибалтике нет никакого экономического смысла.
Все это — закономерный итог более чем трех десятилетий совершенно иррациональной русофобской политики ультраправых местных «элит». Эстония в советское время находилась на первом месте по объему инвестиций в основной капитал на душу населения. В Латвии объемы производства в 1975 году превышали довоенные в 37 раз! В странах Прибалтики стремительно развивались промышленная, энергетическая и транспортная инфраструктуры.
При этом «балтийские тигры» в составе СССР являлись сугубо дотационными республиками, и уровень потребления на их территории был значительно выше уровня производства, хоть нынешние власти и пытаются сегодня неловко это опровергать. В РСФСР же ситуация была ровно противоположной.
Но в конце 1980-х — начале 1990-х годов прозападные националисты сумели убедить значительную часть латышей, литовцев и эстонцев в том, что «без Москвы» им будет лучше, а местных русских просто лишили права голоса, устроив нечто похожее на южноафриканский апартеид.
Европейцы же действовали хитро — давали кредиты и дотации, но взамен, как уже говорилось выше, закрывали предприятия, которые могли бы составить конкуренцию бизнесу из Старой Европы.
Сегодня «вводные» от лидеров коллективного Запада окончательно добивают экономику республик Прибалтики. Латвия, Литва и Эстония — одни из наиболее подконтрольных Великобритании и США государств среди членов ЕС. Поэтому в 2022 году они оказались в числе лидеров по участию в санкционных авантюрах, не ограничившись при этом лишь дипломатическими, визовыми и медийными мерами.
«Балтийские тигры» в ущерб себе прекратили покупать «агрессивное» электричество у России и Беларуси и собираются вскоре покинуть энергокольцо БРЭЛЛ. Кроме того, они перестали (правда, с оговорками) покупать газ из РФ, ввели транзитные ограничения и запретили деятельность ряда российских IT-компаний, а также приостановили действие целого ряда экономических соглашений.
Эффект от санкций своих же властей жители Литвы, Латвии и Эстонии ощутили очень скоро. Это и инфляция, и рост коммунальных тарифов, и падение ВВП с промышленным производством. Вопреки ожиданиям, западные партнеры на помощь не спешат.
Происходящее ярко демонстрирует полное банкротство русофобского курса прибалтийских националистических и праволиберальных партий. И пока в местной политике не появятся новые лица, местному населению будет становиться только хуже.