Экономика Экономика

Окно возможностей: Россия и Беларусь запустили совместную программу импортозамещения

В условиях санкций, введенных странами Запада против России и Беларуси, возрождение собственной промышленности в самых разных областях стало жизненной необходимостью. Работа в этом направлении ведется: так, например, Москва и Минск подписали соглашение о выделении Беларуси кредита в размере 105 млрд российских рублей на программы в сфере импортозамещения. По сообщениям белорусского Совета министров, подтверждена готовность к началу финансирования 12 таких проектов.

В Беларуси о подписании данного соглашения еще летом говорили президент Александр Лукашенко и премьер-министр Роман Головченко. По словам главы Кабмина, это будут программы по развитию промышленности сразу в нескольких сферах:

— кольцераскатное производство на заводе «БЕЛАЗ»;

— производство лесопромышленной техники;

— производство крупногабаритных подшипников;

— проекты в области военной микроэлектроники;

— проекты по локализации производства автомобильных комплектующих (подшипники, светооборудование и другое).

Предполагается, что один из проектов в машиностроении на сумму 300 млн долларов США будет реализован уже до конца 2022 года.

Свыше 80% выделенных средств пойдет на гражданские разработки, остальные — на нужды оборонно-промышленного комплекса, в том числе на развитие микроэлектроники.

Первый проект, реализуемый в рамках подписанного соглашения, направлен на локализацию комплектующих для автомобилей разных классов. Уход иностранных автокомпаний с белорусского и российского рынков стал серьезным вызовом и одновременно открыл окно возможностей.

С одной стороны, в наших странах возник ажиотажный спрос и существенно поднялись цены на новые автомобили, появились проблемы с поставками запчастей и комплектующих. Замаячила угроза массовой безработицы на сборочных предприятиях, которые западные концерны размещали в России.

С другой стороны, вполне очевидно, что свято место пусто не бывает, и освободившуюся нишу займут новые производители. Процесс уже идет. Завод «БЕЛДЖИ» в Борисове заявил о готовности выйти на проектную мощность 60 тысяч автомобилей в год. Это производство было изначально ориентировано преимущественно на покупателей в Беларуси, но теперь появились возможности для широкого выхода белорусско-китайских машин на российский рынок.

Запуск производства кроссовера «Москвич 3» на базе JAC JS4 также указывает на то, что организация совместных с Китаем сборочных предприятий станет основной тенденцией развития автомобилестроения в России и Беларуси. Вместе с тем важно обеспечить максимальную локализацию в этой отрасли, чтобы вместо зависимости от западных комплектующих не получить зависимость от китайских. Те же белорусские «Джили», по оценкам, локализованы уже на 60%.

В импортозамещении нуждаются и отечественные производители автопрома.

Так, минский МАЗ при сборке своих автобусов и грузовиков широко использовал западные комплектующие (например, двигатели и мосты от Mercedes и MAN). Традиционно считалось, что эти детали обеспечивали более высокое качество продукции в сравнении с местными аналогами. Но теперь от этой практики придется отказаться.

В целом же уход иностранных компаний с белорусского и российского рынков освободил для отечественного бизнеса нишу объемом в 11 млрд долларов США.

Кредит на проекты импортозамещения будет выделяться Москвой не в долларах, а в российских рублях по эквивалентному курсу. Это еще один шаг в избавлении от диктата западных валют в двусторонней торговле в Союзном государстве.

Подписанные программы станут важным шагом к адаптации белорусской экономики к новым принципам функционирования в условиях санкционного давления и разрыва устоявшихся логистических и производственных цепочек.

Беларусь живет в условиях постоянно ужесточающихся санкций с осени 2020 года. После начала специальной военной операции на Украине ситуация усугубилась потерей украинского рынка, который был третьим по значимости после российского и европейского.

По оценкам экспертов Евразийского банка развития, белорусская экономика за три квартала 2022 года сократилась на 4,7%. В январе-сентябре падение промышленности составило 6,1%, грузоперевозок — 25,2%, оптовой торговли — 16,7%, розничной — 2,5%.

При этом поддерживать экономическую активность удалось в основном благодаря сохранению тесной кооперации с Россией.

В частности, ослабление белорусского рубля по отношению к российскому способствовало повышению конкурентоспособности белорусской продукции на российском рынке. Следует добавить, что товары под брендом «сделано в Беларуси» традиционно имеют хорошую репутацию в России, что создает предпосылки для дальнейшей переориентации экспорта в сторону дружественного государства.

В этой связи уже можно говорить о первых признаках адаптации белорусской экономики к работе в новых условиях. Так, в третьем квартале 2022 года сокращение ВВП составило 5,5%, а не 7,8%, как во втором квартале. Ожидается, что в четвертом квартале спад составит уже 4,6%, а в 2023 году начнется восстановительный рост, который составит 0,3% и в 2024 году поднимется до 0,5%.

Залогом оживления экономики Беларуси является налаживание новых производственно-экономических цепочек, которые в новых условиях будут неизбежно завязаны на Россию. Затягивание этих процессов, напротив,  поспособствует усугублению рецессии и продолжению спада в 2023–2024 годах.

Прежняя экономическая стратегия, которой придерживался официальный Минск, оказалась ошибочной. Ее суть сводилась к снижению российского присутствия в торгово-экономическом обороте республики. Для этого была придумана формула 30:30:30, согласно которой доли России, Евросоюза и государств «дальней дуги» в торговом балансе Беларуси должны были составить по 30%. Подобные планы озвучивались еще в 2020 году, до начала политического кризиса, наступившего после президентских выборов в августе.

Сегодня очевидно, что экономическая многовекторность, как и политическая, оказалась иллюзией и самообманом.

Блоковая логика, так самоуверенно и легко отвергаемая на протяжении последних 30 лет, на поверку никуда не делась и остается основой международных отношений в современном мире.

 

Всеволод Шимов

Советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН

Читайте также
28 ноября 2022
В субботу на 65-м году жизни скоропостижно скончался министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей, бывший, без преувеличения, публичным политиком №2 в стране после Александра Лукашенко. С его именем связывали многовекторный курс и прозападный дрейф республики в 2014–2020 годах, а его сохранение во властной обойме после событий 2020 года вызывало постоянные подозрения, что говорить о конце геополитического балансирования официального Минска по-прежнему рано. Смена главы МИД, конечно, повлияет на расстановку сил в белорусском руководстве, но остается неясным, как это скажется на отношениях с Россией и Западом.
28 ноября 2022
Лидеры киевского режима на фоне приближающегося энергетического коллапса перешли к откровенному издевательству над населением Украины. Теперь они призывают украинцев терпеть все лишения, связанные с отсутствием тепла и света, ради мифического членства в Евросоюзе. Все это выглядит странно, так как еще совсем недавно представители официального Киева, имитируя заботу о простых гражданах, советовали им бежать за рубеж или в деревню. Но, как выясняется, ответ на вопрос, из-за чего так резко поменялась риторика, — очень простой.
27 ноября 2022
Глава МИД России Сергей Лавров отменил рабочий визит в Минск из-за смерти министра иностранных дел Беларуси Владимира Макея.
28 ноября 2022
Премьер-министр России Михаил Мишустин подписал распоряжение об открытии Генерального консульства РФ в Гродно. Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.