Наверстывая упущенное: Беларусь преодолевает последствия западных санкций при помощи России
Евгений Коренев
Сегодня Россия и Беларусь находятся под беспрецедентным экономическим давлением со стороны Запада. Например, Беларусь потеряла из-за прекращения поставок в Европу порядка шести миллиардов долларов США, но за счет наращивания экспорта своей продукции в Россию и Китай уже смогла заработать дополнительно пять миллиардов. Во многом это стало возможным благодаря поддержке, которую Москва оказывает Минску, в том числе и в транспортно-логистической сфере. Сотрудничество двух стран по таким сугубо практическим вопросам является, пожалуй, лучшим ответом на вопрос о том, зачем же существует Союзное государство.
На протяжении последних тридцати лет Россия остается основным торговым партнером Беларуси и ключевым рынком сбыта ее товаров. Более того, с 2020 года Москва стала основным помощником и в деле преодоления последствий западных санкции в отношении официального Минска.
Фактически коллективный Запад тогда ввел режим блокады белорусского экспорта, но Россия помогла обеспечить транспортировку грузов различного профиля на рынки третьих стран. Это позволило предотвратить дестабилизацию экономики Беларуси, чего так добивались США и Евросоюз. Их план выглядел достаточно просто: если бы удалось подорвать белорусскую экономическую систему, то это смогло бы заставить Минск отказаться от тесного сотрудничества с Москвой, что в дальнейшем привело бы к переориентации страны на Запад.
Однако Россия своевременно оказала помощь союзнику. Это обстоятельство имело позитивные политические последствия для стабильности и единства Союзного государства.
С точки зрения экономики также можно говорить о положительном влиянии такой кооперации. На сегодняшний день налажены поставки белорусского калия по железной дороге через Россию в Китай, кроме того, прорабатывается маршрут транзита продукции широкого профиля в Иран, а в перспективе и в другие страны Евразии.
За девять месяцев этого года объем перевозок грузов из Беларуси через российские порты вырос примерно в 2,2 раза. В общей сложности для этих целей используется 14 гаваней, прежде всего на Балтийском, Черном и Азовском морях. Стоит подчеркнуть, что в сентябре 2022 года было подписано российско-белорусское межправительственное соглашение о сотрудничестве в области развития транзита отдельных видов грузов через транспортные коридоры, проходящие по территории Беларуси и России.
Благодаря переориентации на новые рынки сбыта, осуществленной в том числе и при российском содействии, Минск сможет по итогам этого года дополнительно заработать только на поставках сельскохозяйственной продукции примерно на 1,5 млрд долларов США больше.
Министр сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Игорь Брыло недавно заявил о том, что в прошлом году республика получила примерно 6,7 млрд долларов от экспорта сельхозсырья и продуктов питания, а по результатам 2022 года преодолеет отметку в восемь млрд. При этом в поставках товаров агропромышленного комплекса (АПК) за рубеж более 40% занимает молочная продукция, а мясная — примерно 20%.
По мнению Брыло, такой успех конкретно мясо-молочной отрасли стал возможным во многом благодаря развитию сотрудничества с Российской Федерацией: «Рост производства и экспорта молочной, как и другой пищевой продукции, говорит о том, что трудности мы успешно преодолеваем. Все молочные заводы работают без сбоев. Возникшие было сложности с упаковкой решали с помощью России и других дружественных стран. Работаем и над освоением собственного производства в этом сегменте».
Стоит отметить, что на протяжении последнего года Россия особенно активно помогает Беларуси в формировании национальных производственных мощностей, чтобы та не испытывала нехватки оборудования и комплектующих, поставлявшихся из западных стран, не только в сфере АПК, но и в других областях.
Москва согласовала с Минском выделение кредита в размере 1,5 млрд долларов для реализации проектов в области импортозамещения.
В середине октября 2022 года посол Беларуси в России Дмитрий Крутой в ходе саммита СНГ в Астане раскрыл подробности данной сделки: «Заканчиваются внутригосударственные процедуры по согласованию финансовых условий кредитования этих проектов. Все штрихи на последней встрече президентов были расставлены. Мы видим, что по условиям финансирования проекты будут разделены на два пула. Первый, приоритетный, — это микроэлектроника, то, что нужно сейчас и побыстрее. И второй — это машиностроительные проекты».
На данный момент, чтобы компенсировать выпадающие объемы экспорта, осуществлявшегося до этого в недружественные страны, в первую очередь в Европу, наши страны активно взаимодействуют по вопросу увеличения поставок на российский рынок 104 белорусских товарных позиций.
Неудивительно, что по оценкам иностранных аналитиков Беларусь обогнала по объему продаж в Россию ряд крупных государств Евросоюза, таких, например, как Германия. Здесь европейцы могут винить лишь самих себя, поскольку именно их санкции этому и поспособствовали. Более того, в связи с уходом ряда крупных западных компаний с российского рынка у белорусских предприятий в отдельных сегментах возникает возможность занять их место.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Беларусь в настоящее время всеми силами пытается стабилизировать свою внешнюю торговлю путем преодоления экспортных ограничений, возникших в результате введенных западных санкций. Большую роль в этом контексте для Минска играет развитие торгово-экономического сотрудничества с Москвой.
Очевидно, что и дальше Россия и Беларусь будут совместными усилиями уменьшать санкционное давление и работать над импортозамещением. Такое взаимодействие, безусловно, не сможет компенсировать всех экономических потерь последнего времени, но оно однозначно будет иметь благоприятный эффект для российской и белорусской экономик, который ощутят на себе не только производители, но и простые граждане.
Евгений Коренев
кандидат исторических наук, доцент Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, эксперт Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России