Атом на страже мира: Россия и Беларусь гарантируют собственную энергетическую безопасность
Николай Ульянов
Ежегодно 28 сентября отмечается День работника атомной промышленности. В нынешних геополитических реалиях развитие ядерной энергетики жизненно необходимо для защиты и отстаивания национальных интересов Союзного государства. Россия и Беларусь после распада СССР смогли не только сохранить, но и приумножить достижения в этой сфере. В условиях, когда США нерыночными методами продавливают интересы американских компаний по всему миру при помощи марионеточных режимов, становится очевидным, что в будущем добьются успеха только те страны, что смогли развить собственную атомную энергетику.
На сегодняшний день Россия является мировым лидером в области ядерных технологий. Российские АЭС — самые безопасные в мире, а корпорация «Росатом» — надежный поставщик продукции атомной промышленности. Особо стоит отметить, что еще в 2000 году данная отрасль первой в РФ вышла на доперестроечные показатели развития и продолжает прогрессировать.
По словам замглавы регионального центра «Росатома» по Восточной Европе Владимира Горна, атомная энергетика в дальнейшем способна выступить локомотивом развития экономики Союзного государства.
Российская корпорация сохраняет мировые лидерские позиции по заключенным контрактам на строительство АЭС: несмотря на пандемию коронавируса, выручка и портфель заказов по новым продуктам выросли на 26% и 30% соответственно.
Сейчас в России располагаются десять АЭС, на которые в общей сложности приходится 33 энергоблока, вырабатывающих 20% всей энергии в стране. При этом правительство поставило задачу увеличить данный объем на 5% к 2045 году. Таким образом, перед отраслью стоят серьезные вызовы по достижению указанного результата.
Кроме того, в феврале премьер-министр Михаил Мишустин распорядился выделить на развитие новой атомной энергетики (НАЭ) около 56 миллиардов рублей из Фонда национального благосостояния. НАЭ является одной из 42 программ социально-экономического развития страны, утвержденных в июле прошлого года.
Особо стоит отметить сотрудничество в данной сфере с Беларусью в рамках Союзного государства.
Между странами разработана и утверждена союзная программа по развитию ядерной энергетики, а также заключен ряд межправительственных соглашений в сфере использования мирного атома.
С 2020 года Беларусь стала полноценной ядерной державой — в стране открылась первая атомная станция в городе Островец, построенная по российским технологиям (по принципу «как себе»). БелАЭС — крупнейший совместный проект в рамках Союзного государства. В 2020 году был введен в эксплуатацию ее первый энергоблок, а второй планируется сдать в эксплуатацию в этом году.
Два реактора ВВЭР-1200 рассчитаны на суммарную мощность 2 400 МВт, а сама станция строится по российскому проекту «АЭС-2006», который относится к эволюционным проектам с водо-водяными реакторами третьего поколения повышенной безопасности. В настоящее время станция вырабатывает 22% от общего объема электроэнергии в республике, а с вводом второго энергоблока ее доля в энергобалансе страны составит 40% — около 18 миллиардов кВт/ч.
БелАЭС позволит заместить до пяти миллиардов кубометров природного газа и, соответственно, снизить долю использования его в производстве электроэнергии с 95 до 60%.
Также Россия подготовила 600 белорусских специалистов для работы на станции. Помимо обучения в лучших профильных вузах, они прошли практику на предприятиях, которые занимаются поставкой оборудования для БелАЭС, а также в организациях, которые ведут подготовку и переподготовку сотрудников для атомной энергетики.
Кроме этого, еще в апреле 2019 года Александр Лукашенко заявлял о возможности строительства в Беларуси новой АЭС. Возможно, речь идет об исследовательском центре, который позволит развивать потенциал, накопленный еще в советские годы.
Согласно проведенному в 2021 году социологическому опросу, число сторонников атомной энергетики в Беларуси выросло до 64,9%. В самом же Островце процент одобрения строительства АЭС достиг 72,6%, поскольку оно способствует экономическому и социальному развитию региона и повышению уровня жизни населения.
Учитывая нынешнее состояние политической ситуации в мире, у «Росатома» есть противники, стремящиеся затормозить продвижение его продукции на мировом рынке с использованием нерыночных инструментов и недобросовестной конкуренции, так как корпорация предлагает свои услуги гораздо дешевле не только западных, но и китайских компаний.
Главным противником строительства БелАЭС была Литва, которая, будучи не в силах прекратить возведение станции, добилась решения о запрете импорта белорусской электроэнергии в Евросоюз. Официальный Вильнюс активно очерняет работу станции, но не выдвигает обвинений, например, против Эстонии, собирающейся массово строить мини-АЭС по непроверенным японским и американским технологиям, что лишний раз показывает его ангажированность.
Американцы, чувствующие себя полноправными хозяевами в восточноевропейских лимитрофах, в последнее время под речи об «энергетической безопасности» активно продвигают свои компании, работающие в сфере атомной энергетики. Разумеется, что в условиях мирового кризиса Запад оказался в ситуации, когда вынужден обратиться к мирному атому, чтобы частично компенсировать потери от эмбарго российских нефти и угля в ходе провала по «зеленому переходу». А потому «Росатом» у них стоит поперек горла.
Что же касается зарубежных проектов с участием российской корпорации, то в дальнейшем планируется ввод в эксплуатацию первого блока АЭС «Руппур» в Бангладеш и строительство АЭС «Аккую» в Турции. Кроме того, будет обеспечиваться планово-предупредительные ремонтные работы на станциях в Армении, Беларуси, Индии, Болгарии и Китае, производиться подготовка персонала для вышеупомянутых АЭС «Аккую» и «Руппура», а также для «Пакша‑2» в Венгрии и «Эль-Дабаа» в Египте.
Как сообщает американское издание The Foreign policy, «на Россию приходится почти половина мировых мощностей по обогащению урана для производства ядерного топлива, а 40% ядерной энергии в Европе вырабатывается из российского урана или сырья ее близких союзников — Казахстана и Узбекистана».
В статье читателя «ненавязчиво» подводят к нужным выводам об экологичности, этичности и необходимости укрепления связей США с союзниками — мол, негоже «цивилизованным странам» зависеть от «авторитарных режимов». Транслируются те же тезисы, объясняющие, почему американский дорогой сжиженный газ предпочтительнее дешевого российского, поставляемого по трубе. Только речь уже об атомной энергии. Всë дело в «молекулах демократии».
Чем хуже Западу приходится в последнее время, тем более радикальные меры он предлагает. Причем даже не пытаясь уже прикрываться какими-либо идеологическими шорами. Там знают, что им нечего предложить ни России, ни Китаю, ни монархиям Персидского залива, ни всему остальному миру. А потому сообщается в наглую: «всë что вам принадлежит, мы должны отнять ради нашего благосостояния».
Всë это дает основания считать, что развитие атомной энергетики неразрывно связано с защитой и отстаиванием национальных интересов Союзного государства.
Ведь Западу развитие других стран не нужно — ему нужны колонии.