30 лет кредитной иглы: до чего довело экономику Молдовы «сотрудничество» с МВФ
Евгений Коренев
Прошло уже 30 лет с того момента, как в августе 1992 года Молдова вступила в Международный валютный фонд (МВФ). Под предлогом запуска структурных экономических реформ за эти годы республика взяла кредитов на сумму в несколько сотен миллионов долларов. Однако в реальности серьезные преобразования, которые могли бы оживить молдавскую экономику, так и не были осуществлены. В итоге за прошедшие три десятилетия страна превратилась в одну из беднейших в Европе.
Как известно, бесплатный сыр бывает только в мышеловке, и эта фраза, пожалуй, лучше всего описывает суть деятельности МВФ. За предоставление кредитов он требует, чтобы страна-получатель проводила «либеральные реформы». Однако такой «либерализм» слишком дорого обходится гражданам ввиду резкого сокращения социальных и льготных программ, пенсий и пособий малоимущим, расходов на сферу здравоохранения и образования.
В то же время быстро растут цены на энергоносители и продовольствие, жилье и общественный транспорт, усиливается налоговое бремя для населения. В стране распродаются все ключевые государственные активы, включая ресурсы, транспорт, коммунальное хозяйство, при этом приватизация приобретает порой хищнические формы.
Вместе с тем создаются механизмы постоянного контроля МВФ над экономикой страны при помощи присланных им «международных экспертов». Во многом именно эти «финансовые варяги» начинают определять последующую траекторию развития государства. Как это происходит и к чему приводит, хорошо видно на примере Молдовы, которая на протяжении трех десятков лет активно взаимодействует с МВФ.
Итогом этого «сотрудничества» стали, к сожалению, весьма печальные показатели, характеризующие состояние молдавской экономики, которая сидит на кредитной игле.
Так, например, с момента вступления Молдовы в МВФ общий объем непогашенных ею кредитов только по линии Фонда составил 615,8 миллиона долларов США, не говоря о кредитных обязательствах перед другими международными финансовыми структурами и отдельными государствами.
Так же стабильно рос и государственный долг. В 2022 году он достиг отметки в 272,5 миллиарда леев (14,8 миллиарда долларов) и на данный момент составляет около трети ВВП страны. Причем из этой суммы на внешний долг приходится 169 миллиардов леев или 9,2 миллиарда долларов, что говорит о высокой степени зависимости молдавской экономики от финансовых вливаний из зарубежных источников.
Резкое увеличение объемов государственного долга в последние десять лет наблюдалось дважды. В первый раз это произошло в 2015–2016 годах и было связано со знаменитой «кражей миллиарда». В тот период внутренний долг страны за год вырос в два с лишним раза — с 9,7 миллиарда леев в 2015 году до 21,5 миллиарда в 2016 году. Это стало возможно из-за того, что банкам, замешанным в махинациях, были предоставлены правительственные гарантии, которые превратились в государственный долг.
Если говорить о втором кризисе молдавского госдолга, то стоит отметить, что он вполне предсказуемо начался с пандемии в 2020 году и продолжается до настоящего момента. Еще два года назад Молдова на фоне тяжелой экономической ситуации стала очень нуждаться в притоке денежных средств, и тогда МВФ предложил ей кредиты для выплаты пенсий и зарплат бюджетникам.
В 2021 году ситуация усугубилась наступлением энергетического кризиса. Правительство было вынуждено объявить режим ЧС и вновь обратиться за кредитами к иностранным партнерам, в том числе к МВФ. За двухлетний период госдолг Молдавии увеличился с 53 миллиардов леев в 2020 году до 79 миллиардов в первом квартале 2022 года.
Такой большой кредитной нагрузки Кишинев еще никогда не испытывал; при этом совершенно непонятно, как руководство страны планирует выходить из столь затруднительного положения.
В данный момент ситуация в республике крайне сложная, поскольку инфляция достигла рекордных показателей, вплотную приблизившись к отметке в 35%. Так быстро цены на широкий круг товаров не росли с 1990-х годов. Сегодня тарифы на газ и электроэнергию повышаются несколько раз в год (на газ в январе 2022 года — на 38%, в июне — на 30%; на электроэнергию в апреле — на 23%, в июне — на 22%). Естественно, что в подобных условиях население страны беднеет, в результате неминуемо растет уровень его закредитованности.
Причем многие граждане в поисках денег обращаются даже не в банки, а в микрофинансовые организации, которые, как известно, предлагают своим клиентам крайне невыгодные процентные ставки. В настоящее время кредиты в подобных структурах получили около 450 тысяч человек, из них «просрочку» имеют 200 тысяч заемщиков, причем 40 тысяч — более чем на год.
Неудивительно, что многим гражданам приходится искать счастья на чужбине и уезжать на заработки. Сегодня из трех миллионов жителей Молдовы один миллион постоянно находится за границей, работая в качестве гастарбайтеров.
Все приведенные выше факты указывают на то, что на протяжении последних 30 лет республика медленно, но верно шла ко дну, все больше и больше попадая в финансовое рабство Запада. Для того, чтобы попытаться хоть как-то исправить сложившуюся ситуацию, стране необходимо наладить сотрудничество с Россией, которая готова прийти в Молдову с деньгами и технологиями и производить здесь на экспорт совместную продукцию с высокой добавленной стоимостью.
Несмотря на возникновение серьезных проблем в российско-молдавских отношениях в последние годы, РФ до сих пор является главным поставщиком дешевых энергоресурсов и перспективным торговым партнером.
Для гармоничного развития Молдове необходимо налаживать экономическое сотрудничество как с западными странами, так и с восточными, реализовывать совместные проекты не только с ЕС, но и с ЕАЭС. Такая идея поддерживается широкими слоями общества, о чем свидетельствуют лозунги протестующих на улицах молдавских городов в последние месяцы.
Если молдавское руководство не хочет столкнуться с полной дестабилизацией социально-экономической и политической обстановки в стране, оно должно хотя бы немного прислушаться к людям, а не к своим финансовым покровителям из МВФ и других подобных структур. Хотя, конечно, верится в это с трудом. 30 лет уже прошло. Пока не получилось.
Евгений Коренев
Кандидат исторических наук, доцент Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, эксперт Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России