«Прибалтийские камикадзе»: Латвия и Эстония рвут отношения с Китаем в угоду США
Николай Ульянов
Латвия и Эстония вслед за Литвой решили пойти на обострение отношений с Китаем, покинув формат «16+1». Представители стран Прибалтики заявляют, что приняли это решение из-за позиции Пекина по отношению к проводимой на Украине специальной военной операции (СВО) России, а также отсутствия должного объема китайских инвестиций в их экономику. Но достаточно очевидно, что это лишь попытка как-то обосновать отказ от взаимовыгодного сотрудничества с КНР. Истинной же причиной является стремление США при помощи своих сателлитов хоть как-то насолить Китаю, которому они проигрывают в экономическом противостоянии.
Примеру Литвы в этом плане последовали также и Латвия с Эстонией, приняв решение покинуть формат «16+1», направленный в первую очередь на развитие торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества Китая со странами Центральной и Восточной Европы (до выхода из него в 2021 году Литвы он назывался «17+1» — прим. RuBaltic.Ru). Формальной причиной этого шага послужил отказ КНР осудить специальную военную операцию РФ на Украине.
Как заявила спикер парламента Литвы Виктория Чмилите-Нильсен, выход Латвии и Эстонии из данного формата также говорит об укреплении фронта поддержки Тайваня.
«Чем больше демократических государств демонстрирует свою поддержку и свою позицию по отношению к Тайваню, сопротивляется попыткам Китая диктовать условия, тем сильнее становятся эти позиции», — сказала спикер.
В чем же именно проявляется укрепление так называемого «фронта», если речь идет о псевдогосударственном образовании, которое не признано большинством стран мира, она не уточнила.
Министр иностранных дел Эстонии Урмас Рейнсалу подтвердил, что решение о выходе из данного формата, было принято с учетом позиции КНР в отношении СВО: «Это определенно был фактор, который мы учитывали. Перед этим мы проконсультировались с рядом союзников».
По его словам, формат «16+1» не принес стране существенных инвестиций и Таллин будет строить отношения с Пекином в качестве отдельного участника Евросоюза.
Но, как отмечает агентство Bloomberg со ссылкой на собственный источник, данное решение носило все же сугубо политический, а не экономический характер.
«Латвия и Эстония настаивали на выходе из формата "16+1" и других членов, но не добились успеха. Три или четыре других государства ЕС рассматривают подобную возможность, но это чисто политическое решение, которое зависит от того, какой лидер находится у власти», — отметили в агентстве.
Также в издании подчеркнули, что ряд стран посчитал данный формат методом Пекина по манипуляции членами Евросоюза с целью расколоть блок.
Энтузиазм в отношении механизма сотрудничества с КНР начал ослабевать еще до начала российской спецоперации, поскольку некоторые страны были обеспокоены все увеличивающейся торговой зависимостью от Китая.
Также они сомневались в способности Пекина выполнить обещания о миллиардных инвестициях. В чем именно это выражалось и на чем основывались эти «сомнения», не сообщается. Но окончательное переосмысление сотрудничества с Китаем пришло именно после начала СВО.
В то же время, как отмечает американское издание Politico, официальные лица Эстонии и Латвии предупреждали о готовящемся шаге в течение нескольких месяцев.
«Хотя они стремились занять менее конфронтационную линию, чем Литва, они решили пойти на этот шаг после того, как к власти вернулся министр иностранных дел Эстонии Урмас Рейнсалу», — отмечается в статье.
«Учитывая нынешние приоритеты внешней и торговой политики Латвии, мы решили прекратить свое участие в рамках сотрудничества стран Центральной и Восточной Европы и Китая», — заявили в МИД Латвии.
«Латвия продолжит стремиться к конструктивным и прагматичным отношениям с Китаем как на двусторонней основе, так и в рамках сотрудничества ЕС — Китай, основанного на взаимной выгоде, уважении международного права, прав человека и международного порядка, основанного на правилах», — подчеркнули во внешнеполитическом ведомстве.
Казалось бы, довольно нейтральное заявление, но на самом деле официальная Рига просто в очередной раз расписалась в своем верноподданичестве США.
Формулировка «международного порядка, основанного на правилах» часто используется американскими и британскими дипломатами в отношении РФ и Китая, что в Пекине и Москве расшифровывают как право США и G7 на мировую гегемонию в обход Устава ООН.
По мнению автора телеграм-канала «Китайский свяZноj» Руслана Карманова, решение Латвии и Эстонии покинуть формат «16+1» основано на неудачном опыте торговой войны США с Китаем еще при Дональде Трампе. Напрямую сталкиваться с КНР в Вашингтоне не хотят, но поскольку нужно продолжать «качать» тему про «злой и тоталитарный» Китай, то в ход идут подобные мелкие страны.
«Формат "17+1" был достаточно толковой задумкой Пекина, нужной, чтобы работать со странами Европы напрямую, а не через руководство ЕС. Так как права и обязанности абстрактного евроруководства и правительств отдельных европейских стран четко не разделены — это отлично иллюстрируется накалом конфликтов наподобие: "Заявим от лица Европы такое-то" — "Ну, вы хотите, вы и заявляйте, а мы как страна N против" — "Ах так, вы против евроединства, тогда мы от вашего лица заявим", — то подход рабочий; он делает ненужной евробюрократию, лежащую под США, и позволяет реально и быстро решать проблемы напрямую с конкретными Грециями, Венгриями и прочими», — отметил Карманов.
Разорвав таким образом выгодные для них торговые и инвестиционные связи с Китаем, страны Прибалтики еще раз показали свою абсолютную несамостоятельность во внешней политике.
Подобному поступку вряд ли удивились в Пекине, потому что, видя, какую иррациональную и самоубийственную политику проводят в отношении России европейские страны, Китай вряд ли рассчитывает на победу голоса разума на Западе.