Белорусский национальный статистический комитет (Белстат) опубликовал статистику за июнь по занятости в экономике, которая продемонстрировала рекордный минимум количества работающего населения — 4 миллиона 207 тысяч человек. Для сравнения, в мае занятых в белорусской экономике было 4 миллиона 212,8 тысячи, а в январе — 4 миллиона 244,6 тысячи человек, то есть на 37,6 тысячи больше, чем в июне. Устойчивая тенденция по снижению числа занятых в белорусской экономике наблюдается не первый год.
Сокращение работающего населения Беларуси может быть объяснено рядом факторов. Во-первых, это общая негативная демографическая динамика.
С 1993 года население республики постоянно сокращается. По данным Белстата, на 1 января 2022 года население Беларуси составило 9 миллионов 255 тысяч человек; за 2021 год численность населения снизилась на 94 тысячи человек.
Более того, впервые зафиксировано снижение населения в Минске, который весь постсоветский период уверенно рос на фоне общей депопуляции, а ведь именно столица является основным трудовым «резервуаром» Беларуси.
В настоящее время население Минска составляет менее 2 миллионов жителей, то есть более пятой части всего населения республики сосредоточено в столице. Для сравнения, в 1991 году население Беларуси составляло почти 10 миллионов 200 тысяч человек. Таким образом, за тридцать лет независимости Беларусь потеряла 10% населения.
Помимо общего сокращения, меняется и возрастная структура населения — оно стареет.
В контексте рынка труда это означает, что сокращается удельный вес младших возрастных групп, зато растет число работников пенсионного и предпенсионного возраста.
По данным Белстата, за десятилетний период 2011–2021 количество людей в возрасте 20–24 лет сократилось на 41,5%. Аналогичный спад переживает и возрастная группа 25–29 лет.
Увеличение удельной доли пенсионных и предпенсионных групп, а также снижение числа людей, находящихся в расцвете трудоспособности, будет означать неизбежное сжатие рынка труда и рост социальных издержек. Результат этих тенденций уже отражается на политике государства: в Беларуси началось поэтапное повышение пенсионного возраста, призванное хотя бы частично компенсировать нарастающий дефицит трудовых ресурсов и растущую нагрузку на систему социального обеспечения.
Неблагоприятную демографическую ситуацию усугубляет и трудовая эмиграция. Эта тема в Беларуси весьма политизирована. В 2020–2021 годах оппозиционные СМИ республики активно раскручивали тему трудовой эмиграции по политическим мотивам, называя цифры от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч — столько человек уехало из Беларуси по политическим мотивам.
По данным Белстата, в январе-ноябре 2021 года кадровый отток в Беларуси составил 64,5 тысячи работников, а за аналогичный период 2020 года — почти 40 тысяч.
Однако какой процент от уехавших трудовых мигрантов составляют именно политические, сказать сложно. Думается, что основным побудительным мотивом для трудовой миграции являются не столько политические, сколько социально-экономические факторы.
В большинстве граничащих с Беларусью стран средний уровень зарплат значительно выше, что побуждает многих белорусов уезжать на заработки.
Многие пытаются «зацепиться» и осесть в странах пребывания, причем в качестве приоритетных направлений оказываются как страны ЕС, так и Россия.
Средняя зарплата в России выше, чем в Беларуси. В среднем в 2021 году зарплата в России составляла 764 доллара (по курсу 73,6 российского рубля за доллар США), тогда как в Беларуси — 522 доллара. В результате, по данным статистики, в РФ с января по октябрь 2021 года прибыло почти 12 тысяч белорусов.
Какие специалисты наиболее востребованы на белорусском рынке труда? В 2021 году наибольшее количество вакансий предлагалось в сфере продаж (26,1%), информационных технологий (16,4%), рабочих специальностей (12,3%), а также транспорта и логистики (10,4%).
Наиболее высокие зарплаты в Беларуси предлагает сектор IT — средняя зарплата здесь составляет 1800 долларов США в месяц.
При этом порядка 90% продукции белорусских IT-компаний продается за рубеж и не востребовано национальной экономикой. Кроме того, именно IT-сектор в 2020-2022 годах стал «чемпионом» по политически мотивированной трудовой эмиграции, целенаправленно вывозя специалистов за рубеж и сокращая свое представительство в Беларуси.
Первая волна бегства айтишников случилась в связи с политическим кризисом в Беларуси 2020–2021 годов, вторая началась в 2022 году в связи со специальной военной операцией на Украине.
По всей видимости, в ближайшее время белорусский IT-сектор будет усыхать, увлекая за собой ориентированные на айтишников сферу услуг и строительства, и прежде всего в Минске. К слову, начавшаяся депопуляция в белорусской столице, вероятнее всего, напрямую связана с отъездом IT-специалистов.
Ставка на IT как основной драйвер экономики Беларуси оказалась ошибочной в силу тотальной ориентации этой сферы на внешних (в основном западных) заказчиков и, как следствие, ее полную зависимость от политической конъюнктуры.
Кроме того, ничего не давая для развития собственно белорусской экономики (кроме раздувания сферы жилищного строительства и услуг), IT способствовал обескровливанию других отраслей за счет выкачивания оттуда специалистов.
Еще одной проблемой является несоответствие системы образования запросам рынка труда.
В 2020 году несоответствие между приобретенной специальностью и требованием рабочего места было характерно для 38,4% занятых в белорусской экономике.
Наибольшее несоответствие наблюдается в таких сферах, как гуманитарные науки, коммуникации, право, экономика, управление. Впрочем, это характерно не только для Беларуси, поскольку система образования в принципе консервативна и реагирует на меняющиеся запросы рынка труда с опозданием.
Особенностью Беларуси можно считать то, что существующая образовательная инфраструктура создавалась во времена СССР и была ориентирована на потребности крупного индустриального государства.
Для современной Беларуси она оказывается во многом избыточной, производя специалистов с высокими запросами и ожиданиями, но не способных найти себя на национальном рынке труда.
При этом для Беларуси характерен очень низкий уровень официальной безработицы. По данным за IV квартал 2021 года, она составила 3,7% от трудоспособного населения. Однако, по мнению многих специалистов, реальный уровень безработицы выше, поскольку статистика учитывает только тех, кто зарегистрирован на бирже труда, а многие безработные по разным причинам предпочитают этого не делать. Кроме того, низкие цифры безработицы достигаются за счет избыточного штата сотрудников на государственных предприятиях.
Таким образом, среди основных проблем белорусского рынка труда можно назвать его сжатие в силу как естественных демографических тенденций, так и миграционного оттока трудоспособного населения. Относительно низкий уровень зарплат подстегивает трудовую миграцию, чему наверняка будет способствовать и схлопывание IT-отрасли, дававшей наиболее высокие зарплаты по республике.
Автор — советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований