Страшный сон Европы: СВО вынуждает «Газпром» разорвать транзитный контракт с Украиной
Алексей Ильяшевич
Украина может сохранить транзит голубого топлива после 2024 года, если ее газотранспортная система будет в рабочем состоянии, а в Европе сохранится спрос на продукцию «Газпрома». Об этом заявил директор департамента экономического развития МИД РФ Дмитрий Биричевский. Такие же условия ранее озвучивали в Кремле. Только не исключено, что прокачка российского газа через Украину прекратится еще до истечения действующего транзитного контракта — его реализацию сильно осложняет специальная военная операция (СВО).
«С самого начала специальной военной операции на Украине у нас как экспертов складывалось впечатление, что обе конфликтующие стороны очень трепетно относились к газотранспортной инфраструктуре, ориентированной на транзит российского газа в Европу, поскольку для Украины это живые деньги за транзит российского газа в соответствии с контрактом. Для России это также живые деньги, которые РФ получала от европейских покупателей газа за поставленные в эти европейские страны объемы», — поясняет директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов.
«Трепетное» отношение Москвы и Киева к транзиту российского газа отмечают не только эксперты. Казалось бы, 24 февраля на Украине все перевернулось с ног на голову, и только газотранспортная система страны продолжала работать в прежнем режиме. «Газпром» после начала СВО не отказался от выполнения своих контрактных обязательств, «Нафтогаз» тоже не увидел никаких проблем в продолжении транзита. Они ежедневно взаимодействуют на корпоративном уровне.
За время проведения российской спецоперации украинская ГТС ни разу не выходила из строя. Бомбы, снаряды и осколки авиационных ракет обходят ее стороной.
Видимо, солдаты обеих армий по указанию «сверху» стараются беречь газотранспортную инфраструктуру Украины.
У стороннего наблюдателя это может вызвать (и зачастую вызывает) недоумение. Как может Россия проводить СВО и при этом перечислять деньги «Нафтогазу» – крупнейшему налогоплательщику в бюджет Украины, из которого кормятся ВСУ? Выходит, сама Россия спонсирует своего противника?
У Киева положение ничуть не лучше, ведь он помогает транспортировать в Европу продукцию «Газпрома», а прибыль компании также частично идет на содержание и модернизацию российской армии.
Этот пример наглядно демонстрирует, что такое вооруженный конфликт между соседними странами в эпоху глобализации. По масштабу бои на юго-востоке Украины вполне сопоставимы со сражениями времен Великой Отечественной войны: совокупно в них участвуют сотни тысяч солдат, линия фронта растянулась на тысячу километров. Но даже в этих условиях стороны не готовы в один миг отказаться от совместного прибыльного бизнеса.
С другой стороны, СВО все же вносит существенные коррективы в реализацию транзитного договора, который Киев и Москва стараются соблюдать.
Первый камень преткновения появился два месяца назад, когда Украина отказалась принимать топливо на газоизмерительной станции (ГИС) «Сохрановка». Причиной тому стали «форс-мажорные обстоятельства»: Киев утратил контроль над территорией, где расположена компрессорная станция «Новопсков». «Оператор ГТС Украины» (ОГТСУ) заявляет о неспособности гарантировать стабильную работу этого и других объектов. Кроме того, 9 мая украинский оператор зафиксировал несанкционированный отбор транзитного газа, который якобы был переправлен в трубопроводы на территории ДНР и ЛНР.
Но один важный факт руководство ОГТСУ обходит стороной: ГИС «Сохрановка» и КС «Новопсков» перешли под контроль союзных сил еще в марте. Тогда почему «форс-мажорные обстоятельства» возникли с задержкой в два месяца?
«"Газпром" не получил каких-либо подтверждений обстоятельств форс-мажора, не видит никаких препятствий для продолжения работы в прежнем режиме, украинские специалисты все это время спокойно работали на ГИС "Сохрановка" и КС "Новопсков" и продолжают это делать, транзит через "Сохрановку" обеспечивается в полном объеме, никаких нареканий от контрагентов не было и нет», — заявил представитель российской компании Сергей Куприянов.
Из его слов становится понятно, что Украина де-факто продолжает контролировать точку входа российского газа на территории ЛНР — «Сохрановку» обслуживают сотрудники ОГТСУ.
Подобные схемы уже использовались в Донбассе до 2017 года, когда целые градообразующие предприятия группы компаний «Метинвест» на неподконтрольных Киеву территориях продолжали работать в украинском правовом поле и платить налоги в украинский бюджет.
Руководство ОГТСУ утверждает, что выпадающие объемы транзитного газа Россия может перекинуть на вторую точку входа — ГИС «Суджа». Ее пропускная способность позволяет прокачивать до 244 миллионов кубов ежесуточно (в два с лишним раза больше, чем законтрактовал «Газпром»). «Газпром» заявляет, что загрузить «Суджу» до 109,59 миллиона кубометров в сутки невозможно чисто технологически. К тому же распределение объемов между двумя точками входа четко прописано в транзитном контракте.
По факту Украина нарушает взятые на себя обязательства. Но ее особую позицию при желании можно понять: в транзитном контракте не прописано, что делать, если «Сохрановка» окажется на территории ЛНР.
Дополнительную остроту этому спору придает тот факт, что в действующем соглашении прописан принцип «качай или плати». То есть «Газпром» обязан оплачивать услуги транзита в объеме 109,59 миллиона кубов ежесуточно. С 11 мая украинская ГТС прокачивала в Европу примерно 50 миллионов кубов, а сегодня и того меньше (чуть больше 40 миллионов кубов). Это значит, что российская компания платит за несуществующий транзит.
За решением очередного газового спора можно обратиться в Стокгольмский арбитраж, но рассчитывать на его беспристрастность Москве не приходится. Есть и другой вариант – досрочно разорвать соглашение с «Нафтогазом», обнулив украинский транзит.
Для Европы это станет, мягко говоря, неприятным сюрпризом. Оперативно заместить недостающие объемы газа она не сможет.
«Северный поток — 2» так и не заработал, газопровод «Ямал — Европа» заблокирован по решению правительства РФ. Остаются только «Турецкий поток» и первая нитка «Северного потока», на которой сейчас ведутся ремонтные работы.
Украина тем временем лишится доходов от транзита и будет вынуждена искать альтернативные источники импорта газа для своих собственных нужд. А проблемы Украины сегодня автоматически становятся проблемами ее западных покровителей. Зеленскому, подобно Шарикову из бессмертной повести Булгакова, где-то надо «харчеваться».