Спикер парламента Молдовы Игорь Гросу заявил, что республике нужно провести политическую дискуссию о том, стоит ли оставаться в составе СНГ. В ответ бывший президент страны Игорь Додон назвал идиотизмом эту идею, так как на таких условиях невозможно будет покупать у России газ по выгодной цене. Но ради скорейшего достижения цели членства в ЕС молдавские власти готовы на все: и присоединиться к антироссийским санкциям, и обвалить экономику страны, и навсегда потерять Приднестровье с Гагаузией.
«…Должна отказаться от СНГ…»
Правительство Молдовы направило Еврокомиссии вторую часть анкеты для претендентов на статус кандидата в Евросоюз. Молдавский министр иностранных дел и евроинтеграции Николай Попеску сообщил, что в работе над опросником участвовала специальная группа должностных лиц министерств, ведомств, представителей диаспоры и гражданского общества, а также «друзья нашей страны в Европейском союзе».
Вместе они за рекордно короткий срок представили ответы на 1822 вопроса. По словам министра, таким образом Молдова сделала третий шаг из предполагаемых десяти на пути к вступлению в ЕС.
Уходя в Евросоюз — хотя до реального членства могут пройти десятки лет, — маленькая республика решила хлопнуть напоследок дверью.
С момента подачи Майей Санду заявки на прохождение процедуры в ЕС в начале марта в Кишиневе усилилось обсуждение необходимости выхода из Содружества Независимых Государств. Сторонники выхода в качестве причины указывают нынешний военный конфликт на территории Украины, рост экспорта в Европу, необходимость использовать нынешний исторический момент и не упустить шанс. Собственно, тон этим разговорам задала сама президент.
«Когда мы достаточно далеко продвинемся по европейскому пути, мы рассмотрим и подходящий момент, когда Республика Молдова должна будет отказаться от СНГ», — заявила Санду во время процедуры подписания заявки в адрес Еврокомиссии. Действующие власти понимают, что для принятия страны в ЕС предстоит долгая и серьезная работа. Однако президент убеждена: «Принимая решения о выходе или вступлении, мы исходим из конкретных интересов молдавских граждан».
У граждан на уме
Как выяснилось позже, в то же время, как Майя Санду подписывала заявку, близкие к ней неправительственные организации CBS-AXA, Civis, Watchdog проводили опрос общественного мнения, профинансированный USAID. Согласно полученным данным, более 60% респондентов беспокоят вовсе не вступление в одни союзы и выход из других, а стоимость жизни и высокие цены.
Учитывая, что правительство, сформированное партией PAS, оказалось неспособно справиться с региональным кризисом и эхом конфликта на Украине, уровень инфляции в стране к концу года обещает достигнуть 31% — и это еще не окончательные расчеты Национального банка Молдовы.
Следовательно, бешеный рост цен продолжится, равно как будут падать доходы, расти безработица, коррупция, усугубляться бедность — это следующие из отмеченных респондентами волнующих их проблем. Интересно, что даже боевые действия в соседней стране, спровоцировавшие кризисное цунами, волны беженцев и разрыв логистических цепочек, в мировосприятии молдаван считаются угрозой меньшей, чем рост бедности.
Опрос должен был показать общественную поддержку курса на Евросоюз, и по данным подконтрольных властям социологов, этот показатель и в самом деле достигает 55%. Другое дело, что сравнивают его они с уровнем стремления в... Евразийский союз (34%), положительная оценка которого на молдавском телевидении сегодня просто табу и запросто расценивается руководством страны как подрыв государственного курса.
То есть без малейшей пропаганды, при всех ошибках, провалах и предательствах так называемой «пророссийской» оппозиции ЕАЭС остается конкурентным направлением для граждан Молдовы, несмотря на агрессивную агитацию по продвижению ЕС на протяжении последних шестнадцати лет.
Учитывая изменения в мировой экономике после начала специальной военной операции на Украине, эта пропорция может сильно поменяться в ближайшем будущем. Глобальный энергетический кризис, вызванный западными санкциями против России, а также маячащая перспектива масштабного голода могут привести к тому, что зона свободной торговли Евразийского союза покажется молдаванам гораздо привлекательнее «европейского выбора».
Экономическая катастрофа
Тем не менее, проигнорировав эти показатели и тенденции, молдавские власти продолжают готовить население к возможному выходу из Содружества Независимых Государств. Так, министр экономики Серджиу Гайбу в комментарии местной прессе допустил, что данное решение может оказаться одним из пунктов процедуры по сближению с ЕС, которую Молдова должна будет пройти в случае одобрения Еврокомиссией и Европарламентом ее заявки.
«Когда входишь в блок с таможенным режимом, то надо подчиниться его требованиям. Но возможны и варианты, поскольку ЕС ведет политику со странами вокруг себя, демонстрируя открытость по совмещению зон свободной торговли в интересах своих членов», — заметил министр.
По его мнению, в случае выхода из СНГ Республика Молдова потеряет более 15% своего экспорта, компании понесут убытки, а «потому было бы хорошо сохранить выгоду от льготных режимов и с СНГ, CEFTA, ЕС, Турцией, и сейчас мы в процессе переговоров о свободной торговле с блоком EFTA».
Гораздо подробнее и красочнее последствия такого выхода описывает экс-министр экономики, экс-президент Игорь Додон, возглавляющий сейчас Молдавско-российский деловой союз и (неофициально) крупнейшую оппозиционную Партию социалистов.
Он считает, что выход из Содружества отразится на деятельности тысяч предприятий, на которых работают сотни тысяч людей.
Дело в том, что в последние годы доля стран СНГ в общем экспорте молдавских фруктов достигла от 40% до 99%, в зависимости от категории и вида товара, 70% овощных консервов, 90% лекарств и медикаментов, 80% картонных изделий и так далее. «Трудно представить масштаб проблем, которые могут возникнуть у сотен тысяч наших граждан, работающих в Российской Федерации, обучающихся или намеревающихся учиться в странах СНГ», — отметил Додон в своем телеграм-канале.
По якорю в карманах
Впрочем, есть у Молдовы и еще два якоря, удерживающие страну за пределами Евросоюза. Это Приднестровье, замороженный конфликт с которым до сих пор не урегулирован, и Гагаузия, чье население на референдуме 2 февраля 2014 года подавляющим большинством проголосовало за вступление страны в Евразийский союз.
В случае же вступления Молдовы в Евросоюз гагаузы обещают выделиться в отдельное государство.
Власти же Приднестровской Народной Республики напомнили Кишиневу о своем существовании в тот самый день, когда президент Санду подписала заявку в ЕС. Президент непризнанной республики предложил властям Молдовы подписать «цивилизованный развод» либо обсуждать с Тирасполем намерение уходить в Евросоюз. Какую же позицию займет по этому вопросу исключительно пророссийский регион, предугадать несложно.