Литва по указке из Вашингтона практически полностью разорвала отношения с Китаем. Официальный Вильнюс при этом не смущает даже то, что от подобных действий страдает в первую очередь литовская же экономика, теряющая миллиарды долларов. США таким образом умело использовали подконтрольный им режим, чтобы уничтожить намечающийся союз Китая и Европы, который в будущем мог бы подорвать американскую мировую гегемонию.
Прекрасные возможности сотрудничества Литвы с Китаем
Литва фактически стала независимым государством летом 1991 года после формального развала Советского Союза, в состав которого республика вошла 3 августа 1940 года. Китай признал независимую Литву 7 сентября 1991 года. Вскоре страны установили дипломатические отношения, а в Пекине и Вильнюсе открылись посольства.
Стороны были заинтересованы во всестороннем сотрудничестве, и оно, пусть и медленно, развивалось. С 1990-х годов литовские предприниматели закупали в Китайской Народной Республике (КНР) немалое количество товаров и удовлетворяли значительную долю потребностей населения страны. Постепенно китайской продукцией заинтересовались и промышленные предприятия, которые начали приобретать различные комплектующие, используемые в производстве.
В Китай поставлялись литовские мебель, древесина, зерно. В результате долгих переговоров удалось оформить документы, разрешающие крупные поставки в Поднебесную литовской мясо-молочной продукции. За последние 25 лет средняя годовая норма роста экспорта в КНР составляла 26%: от 1,16 миллиона долларов в 1995 году до 380 миллионов в 2020-м.
Литва всегда была транзитной страной между Востоком и Западом, с незамерзающим портом на Балтийском море, с развитой сетью железных и автомобильных дорог.
Пекин видел в Вильнюсе перспективного партнера в своем глобальном проекте «Один пояс, один путь».
По ходу реализации этого проекта Китай надеялся получить контрольный пакет акций в порту Клайпеды, который нужен был ему для расширения торговли с европейскими странами. Переговоры шли много лет, и в случае их успеха предполагалась полная модернизация гавани за счет китайских инвестиций.
Также через литовский порт планировалось экспортировать те товары, которые собирались производить в белорусском индустриальном парке «Великий камень». Таким образом была бы полностью модернизирована и железнодорожная сеть Литвы. Клайпедский порт имел возможность стать главным европейским хабом для китайских товаров со всеми вытекающими экономическими выгодами для республики.
Страны постепенно развивали и другие отношения. В 2010 году в Вильнюсском университете открылся Институт Конфуция. Литовские студенты могли изучать там богатую китайскую культуру, язык, искусство, медицину, религию и философию. Постоянно рос и приток китайских туристов в Литву.
Нельзя не упомянуть и такое уже ставшее привычным явление, как множество уютных китайских ресторанов в литовских городах, которые полюбились литовцам, несмотря на разницу в национальных кухнях. Обе страны получали от такого сотрудничества ощутимые выгоды.
Кто помешал?
После развала СССР в Литве к власти пришли либеральные проамериканские силы. Сработал эффект маятника: от полной зависимости от Москвы регион качнулся к полной зависимости от США, которые после победы в холодной войне стали мировым центром силы. Западная Европа после Второй мировой войны также находилась под влиянием Вашингтона. Россия в это время была вынуждена решать свои внутренние проблемы, а Китай только поднимался к будущим вершинам своей экономической и политической мощи.
С первых дней независимости в Литву вернулись эмигрировавшие за океан после Великой Отечественной войны пособники фашистов и их идейные товарищи. Даже на должность президента страны два раза избирался гражданин США Валдас Адамкус.
После вступления Литвы в 2004-м году в Европейский союз влияние Вашингтона не уменьшилось. Литовские правители иногда даже совершали шаги, идущие вразрез с политикой ЕС.
Штаты определяли поведение Вильнюса и в отношении Пекина. Как только между Литвой и Китаем намечался какой-нибудь прогресс, послушные президенты и премьер-министры тут же получали приказ совершить ту или иную «пакость». Примеров этого немало.
1. В 2013 году, как только наметился прогресс в области регулярных поставок в Китай литовской мясо-молочной продукции, тогдашняя президент Даля Грибаускайте «вдруг» пригласила в Литву Далай-ламу и лично встретилась с ним. Итог — поставки этих товаров в Китай с повестки дня были сняты, что привело к упущению крупной выгоды для местных производителей.
2. В 2018 году Департамент государственной безопасности Литвы (ДГБ) официально предупредил литовских предпринимателей о том, что китайские инвестиции представляют угрозу для безопасности страны. Конкретных аргументов ДГБ не предъявил. А в 2019 году и сам Китай был признан угрозой, так же как Россия и Беларусь, которые демонизировались уже много лет. Даже Институт Конфуция был назван «инструментом в руках китайской разведки».
3. В 2021 году правительство Литвы по указке Вашингтона запретило использование китайской техники контроля безопасности в литовских аэропортах. Обоснование — «возможные угрозы для безопасности страны».
4. В мае 2021 года Литва объявила, что она выходит из межгосударственной группы «17+1», созданной Китайской Народной Республикой для сотрудничества со странами Центральной и Восточной Европы. «Больше не существует такой вещи, как "17+1", поскольку Литвы там теперь нет», — пафосно объявил министр иностранных дел Габриэлюс Ландсбергис. Подобный формат якобы «вредит единству Европейского союза».
США особенно напряглись, когда наметился прогресс в переговорах об участии Литвы в проекте «Один пояс, один путь».
Американцы по всем каналам начали трезвонить, что Китай в случае реализации этого проекта сможет воспрепятствовать операциям НАТО. Как заявил один из натовских чиновников, нахождение портов, железных дорог и аэродромов в иностранном владении может повлиять на возможности Альянса перемещать военные силы в Европе. В связи с этим власти Литвы сделали резкий антикитайский разворот и отказали КНР в возможности инвестировать в портовую инфраструктуру.
«Мы не можем позволить, чтобы Китай контролировал Клайпедский порт. Мы не позволим отдать Китаю контрольный пакет акций», — заявил тогдашний министр обороны Раймундас Кароблис. Так Литва упустила исторический шанс на долгие годы обеспечить устойчивое развитие своей экономики и социальной сферы.
В дальнейшем США, судя по всему, решили, что наиболее эффективным способом противодействия развитию Китая и России будет локальная война на европейском континенте, так как проект «Один пояс, один путь» может быть реализован только в мирных условиях.
В связи с этим и экспансия НАТО на восток, и военные действия на территории Украины направлены не только против России, но и против Китая. В итоге Литва лишилась экономических выгод от участия в транзитном коридоре между Европой и Азией.
Кульминация противостояния
С 2021 года США начали интенсивно и открыто обсуждать с литовскими властями планы по «сдерживанию» Китая и по «демократизации региона юго-восточной Азии». В результате в Вильнюсе было открыто представительство Тайваня, что стало неожиданностью как для партнеров по Евросоюзу, так и для многих граждан самой Литвы.
Поскольку Китай не мог не среагировать на такой демарш, отношения между странами резко ухудшились. В августе 2021 года китайский посол был отозван из Вильнюса, а в Литву вернулись все сотрудники посольства в Пекине. Китай отказался от литовской продукции и прекратил экспорт товаров в Литву.
Таким образом, американцам удалось умело использовать литовцев, чтобы навредить отношениям Китая и Евросоюза.
Как оказалось, Литва не согласовывала инициативу по Тайваню с другими странами ЕС, что вызвало возмущение со стороны европейцев. Но именно у Евросоюза литовское правительство запросило компенсацию, когда Пекин прекратил торговлю с Вильнюсом. Неудивительно, что Брюссель не спешит удовлетворить эту просьбу. В итоге, по подсчетам экспертов, тайваньская авантюра обойдется Литве в несколько миллиардов евро убытков.
Пересмотреть отношения с Китаем призвало новое литовское общественно-политическое движение левого толка «Заря Справедливости», возглавляемое известным политиком, дипломатом и журналистом Альгирдасом Палецкисом. Аргументы таковы: Литва еще в 1991 году обязалась придерживаться политики единого Китая, поэтому открытие представительства Тайваня ведет к разрыву отношений с мировым экономическим и политическим лидером, что отзовется огромными экономическими и политическими убытками для страны и падением уровня жизни простых граждан.
Чтобы им никто не докучал и не напоминал об обязательствах, проамериканские литовские власти под надуманным предлогом собираются лишить Палецкиса свободы сроком на шесть лет.
За нормализацию диалога с Поднебесной выступила и парламентская партия «Союз крестьян и зеленых». Она также предупредила о риске ухода с литовского рынка некоторых крупных иностранных компаний, не желающих нести потери от разрыва литовско-китайских экономических отношений. Но при этом истинные цели этого заявления другие. Их назвал лидер партии Рамунас Карбаускис: Литве надо поддерживать хорошие связи с Китаем, чтобы не допустить его сближения с Россией!
В январе 2022 года группа из 14 парламентариев от нескольких оппозиционных партий Литвы обратилась с резолюцией к правительству, призывая его придерживаться общей политики ЕС и переименовать представительство Тайваня в представительство Тайбея. Однако это не возымело эффекта.
Не возымело его и то, что и президент Гитанас Науседа выразил озабоченность сложившейся ситуацией. По его словам, Министерство иностранных дел, готовя открытие представительства, не согласовало с ним название, что было ошибкой.
Несмотря на это, правительство проигнорировало позицию президента, и название представительства остается прежним.
После всего сказанного выход из тупиковой ситуации в литовско-китайских отношениях усилиями самой Литвы представляется маловероятным. Он возможен только в результате ослабления гегемонии США и НАТО, их проигрыша в развязанном ими же гибридном мировом конфликте.