Санкции против России создают новые возможности для онлайн-торговли в Беларуси и Казахстане
Василий Малашенков
Санкции против России открывают новые возможности для государств — участников зоны свободной торговли Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В последние годы на постсоветском пространстве наблюдался бурных рост розничных онлайн-продаж. Но в условиях грядущего мирового экономического кризиса для дальнейшего развития этой отрасли и выхода на мировые рынки правительствам стран ЕАЭС необходимо проводить единую политику.
Промышленная кооперация, о которой так много говорят с высоких трибун, — это, конечно, хорошо, но не менее важна синхронизация рынков стран ЕАЭС. Рассказы о макроэкономических процессах, промкооперации, прослеживаемости товаров, доступе к госзакупкам важны для корпоративного сегмента, но для простых жителей почти ничего не значат. Обычных граждан больше всего касается вопрос розничной торговли.
В современных условиях наиболее эффективным средством объединения продукции различных производителей являются маркетплейсы, такие как Wildberries и OZON. Именно эта пара российских компаний в последние годы захватывает все большую долю рынка в Беларуси, России и Казахстане.
По мнению авторов аналитического доклада DataInsight «Розничный экспорт товаров через интернет» (по итогам 2021 года), рост продаж упомянутых онлайн-магазинов может быть обеспечен за счет наращивания экспорта в дальнее зарубежье. Так как емкость рынков стран ЕАЭС ограничена, им необходимо расширять свое присутствие в масштабах планеты, где уже доминируют eBay, Amazon и AliExpress. Но в настоящее время санкционное давление на Россию пока не позволяет продвигаться в этом направлении.
Вместе с тем в этой ситуации есть свой плюс, так как она позволяет отечественным компаниям сконцентрироваться на развитии бизнеса внутри ЕАЭС.
Чего за последние годы добились лидеры? Рассмотрим экспорт из Российской Федерации. В 2016-м году объемы онлайн-продаж составляли 430 миллионов долларов США, в 2018-м — 659 миллионов, а в 2020-м превысили уже 1,15 миллиарда. Таких темпов роста никогда ранее не было, что можно объяснить влиянием пандемии коронавируса на онлайн-ритейл. По предварительным данным, прибыль за 2021-й год увеличилась на 31% по сравнению с предыдущим годом и достигла 1,5 миллиарда долларов.
По этим цифрам можно заметить, что в странах ЕАЭС продолжают считать показатели в долларах и до сих пор не создана хотя бы виртуальная общая валюта, какой в странах Евросоюза, например, была предтеча евро — экю.
Но эти суммы отражают только общий объем поставок, а необходимо еще проанализировать, какие именно позиции экспортируются и где производятся товары. В онлайн-каталогах представлена достаточно широкая география производителей, значительное место при этом занимают китайские товары.
Внешняя торговля ЕАЭС активно развивается, однако не менее важно, чтобы росли взаимные потоки экспорта внутри самого союза. В этой сфере есть пусть и скромные, но позитивные подвижки.
Так, в Торговом реестре Беларуси постепенно появляются записи о регистрации продавцов на российских OZON и Wildberries. Это перспективное направление, особенно для малого и среднего бизнеса, которому в одиночку на большой заманчивый рынок России выйти сложно. Маркетплейсы дают сразу и раскрученный цифровой канал продаж, и логистику.
Амбиции стать воротами на российский рынок ранее были и у некоторых белорусских проектов. Например, портал Onliner, который стал смесью и онлайн-СМИ, и маркетплейса, и classified (доски объявлений типа «барахолка» — прим. RuBaltic.Ru), примерно 10 лет назад пытался развивать отдельную версию для российской и украинской аудиторий. По разным причинам проект не «выстрелил».
В итоге Onliner сконцентрировался на белорусском рынке. Перед масштабным приходом российских гигантов он создал свою платежную систему, начал развивать внутренние сервисы. Как только конкуренция со стороны россиян усилилась, естественной реакцией стал перевод доставки ряда товаров в категорию бесплатной. Ввиду этого белорусским продавцам оказалось проще «припарковаться» на российском маркетплейсе, чем российским — на белорусском. Снятие этих барьеров повысило бы здоровую конкуренцию внутри Союзного государства.
Важно понимать, что сейчас Беларусь занимает наибольшую долю в сфере онлайн-экспорта из России. По данным прошлого года, цифры составили 29%. Еще 18% — у Казахстана. У США — 15%, у ЕС — 9%.
Как на это повлияют санкции, еще неизвестно, но уже понятно, что акценты будут смещаться на другие страны постсоветского пространства и, возможно, на азиатские рынки, которые хотят интегрироваться с Евразийским союзом. Например, у Вьетнама уже есть соглашение о зоне свободной торговли с ЕАЭС.
При этом трудности остаются и между «старыми партнерами». В Беларуси, как уже говорилось, нелегко попасть на местный маркетплейс, где очень строгие нормы по платежам в адрес третьих лиц, особенно если это иностранный продавец. А в Кыргызстане и Армении продажи осложняются сбором личных данных у покупателей.
В конце 2021 года бизнес неожиданно узнал, что в Беларуси с иностранных маркетплейсов решили брать НДС, который для республики является системообразующим. Можно было ожидать, что энергичное «откусывание от розничного пирога» в Беларуси со стороны OZON, Wildberries и других приведет к таким последствиям.
Российские компании не захотели платить этот налог сразу и в Беларуси, и в России, и обратились за помощью к властям. В декабре 2021 года замминистра экономического развития РФ Дмитрий Вольвач заявил, что двойной НДС не соответствует нормам ЕАЭС, после чего этот сюжет как-то ушел из публичного пространства. В итоге Wildberries, который с 2020 года работал с Беларусью через российское юрлицо, вновь зарегистрировал в республике локальный «суб-маркетплейс». Очевидно, что это сделано для разделения потоков продаж, чтобы платить налог один раз.
OZON пока не собирается регистрировать в Беларуси подпроект. Как он решает проблему двойного НДС, еще непонятно.
Но очевидно, что во всем ЕАЭС нужна единая политика по маркетплейсам. Необходимы общие принципы допуска продавцов на платформы, взимания налогов (а по сути, их «дележки» между членами экономического союза), ценообразования и ценорегулирования.
Неплохо также избежать в расчетах использования промежуточных валют третьих стран, таких как доллар и евро. Однозначно нужна только прямая конверсия между нацвалютами. В общем, пожелаем удачи нашей торговле, а регуляторам — учитывать ее интересы, равно как интересы покупателей.