Преград больше нет: Беларусь собирается отправлять поезда в Крым
Всеволод Шимов
На фоне специальной военной операции России на Украине вновь активизировались разговоры о возобновлении прямого транспортного сообщения между Беларусью и Крымом. Инициатором новой дискуссии стал посол РФ в Беларуси Борис Грызлов, по словам которого, возможно продление существующего железнодорожного направления Симферополь — Смоленск до Минска. Пойдут ли в этом году поезда по новому пути, что для этого необходимо и какие варианты маршрутов еще могут быть?
Из Беларуси в Крым поездом: трудности и проблемы
Слова Бориса Грызлова о возможном возобновлении железнодорожного сообщения между Беларусью и Крымом через Смоленск не остались незамеченными. Со злобным ерничаньем их прокомментировало Еврорадио, признанное экстремистским как в Беларуси, так и в России.
«Посол России в Беларуси Борис Грызлов предложил запустить поезд из Минска в аннексированный Россией Крым. По его словам, можно будет продолжить маршрут поезда Смоленск — Симферополь до Минска, а для граждан Беларуси это будет удобный способ добраться до курорта. Сегодня поезд из Смоленска в Симферополь идет 51 час. Еще четыре часа пути от Минска до Смоленска. Удобство — на уровне фантастики, дорога туда и обратно съедает четыре с половиной дня отдыха. Но если подумать, то сутками потеть в плацкартных вагонах — это именно то, чего заслуживают люди, которые в этом году поедут отдыхать в "российский Крым"», — говорится в комментарии. Свои слова русофобский ресурс сопроводил фото с изображением свисающих с полки ног в рваных носках.
Абстрагируясь от ругани и антироссийских выпадов, следует признать, что транспортное сообщение по этому маршруту действительно может столкнуться с определенными логистическими трудностями, обусловленными существующими геополитическими реалиями.
До 2014 года из Беларуси в Крым ходило большое количество поездов, которые связывали Минск и областные города с Симферополем, Феодосией и Евпаторией. Время в пути составляло около суток, поезда шли кратчайшими путями, в основном через Гомель — Сумы — Харьков — Запорожье — Мелитополь, хотя существовали и другие варианты (например, через Херсон и Николаев).
Через несколько месяцев после присоединения Крыма к России железнодорожное сообщение с полуостровом через территорию Украины было полностью прервано. Из всего многообразия «крымских» поездов из Беларуси сохранялся единственный поезд №99/100, маршрут которого был обрезан до пограничной станции Новоалексеевка.
Впрочем, оттуда попасть в Крым белорусы также не могли, поскольку въезжать на полуостров через украинские погранпереходы имели право только граждане Украины. В 2020 году с началом пандемии COVID-19 поезд Минск — Новоалексеевка также приказал долго жить, как, впрочем, и все пассажирские перевозки между Беларусью и Украиной.
Основной сложностью маршрута в обход Украины через Крымский мост является, конечно, существенное увеличение времени в пути.
И дело здесь еще и в том, что железнодорожный ход Воронеж — Ростов, по которому пойдут белорусские поезда, перегружен трафиком, идущим на юг России — не только в Крым, но и на курорты Краснодарского края.
Серьезную обеспокоенность вызывает и цена на билеты. Поездки на этом направлении будут осуществляться по межгосударственным тарифам, привязанным к швейцарскому франку, что ведет к их удорожанию. Это давняя проблема пассажирских перевозок между Беларусью и Россией, которая никак не решается в рамках Союзного государства и уже привела к значительному сокращению количества поездов между двумя странами.
Чтобы понять всю абсурдность ситуации в области ценообразования, можно вспомнить известный парадокс поезда Калининград — Москва: из Калининграда в Минск на нем доехать дороже, чем из Калининграда в Смоленск, до которого ехать дольше, однако в первом случае билет продается по межгосударственному тарифу, а во втором — по внутрироссийскому.
Аргументы за
Впрочем, все это не означает, что поезда из Беларуси в Крым в обход Украины невозможны и не будут пользоваться популярностью.
Во-первых, уже существует опыт поездов Минск — Адлер и Минск — Анапа, которые ходят по более длинным маршрутам с конца 1990-х годов и не страдают от недостатка пассажиров.
Во-вторых, сегодня исчезли политические факторы, сдерживавшие запуск прямого железнодорожного сообщения между Беларусью и Крымом. Долгое время официальный Минск от этого шага удерживал страх попасть под международные санкции, а также нежелание портить отношения с Украиной, являвшейся важным торгово-экономическим партнером.
Сегодня эти аргументы уже неактуальны, и на фоне геополитических потрясений последних месяцев запуск поездов на курорты полуострова останется попросту незамеченным или, во всяком случае, никак принципиально не влияющим на тот санкционный пресс, под которым уже находится Беларусь.
Кроме того, для белорусов оказались закрытыми или труднодоступными многие международные туристические направления, спрос на поездки в Крым может существенно возрасти, и в этих условиях налаживание прямого железнодорожного сообщения является жизненной необходимостью.
Что с самолетами?
Путешествие из Беларуси в Крым самолетом выглядит более быстрой и привлекательной альтернативой поезду. Запуск прямых авиасообщений с полуостровом также долгое время упирался в отсутствие политической воли, связанное с желанием избежать западных санкций и сохранять рабочие отношения с Украиной.
Сегодня этой проблемы, как представляется, нет, однако небо над Крымом закрыто для всех пассажирских самолетов, пока идет военная операция на Украине. Поэтому в нынешнем сезоне альтернативы железной дороге для поездок на крымские курорты у граждан Беларуси, скорее всего, не появится.