Первый звоночек: крупнейший завод удобрений Прибалтики готовится к забастовке
Алексей Ильяшевич
Одно из крупнейших предприятий Литвы — производитель азотных удобрений Achema — готовится к забастовке. Соответствующее решение единогласно поддержал Совет профсоюза рабочих завода. Представители трудового коллектива признаются, что они не смогли «по-хорошему» договориться с управляющей компанией. Если забастовка пройдет успешно, Achema подаст заразительный пример другим предприятиям. Например, «Литовской железной дороге» и Клайпедскому порту, которые прощаются с транзитом белорусских удобрений.
О том, что сотрудники Achema готовы устроить забастовку, стало известно еще в ноябре прошлого года. Поводом для их недовольства оказалось отсутствие прогресса в переговорах с руководством завода, которое якобы не занимается вопросом улучшения условий труда.
«Компания уже несколько лет отказывается подписывать коллективный договор. В этом году было обещано, что наши требования будут реализованы в системе оплаты труда, но, получив его проект, мы увидели, что обещания не выполняются, поэтому мы единогласно решили объявить забастовку в совете профсоюзов», — отмечала председатель профсоюза Achemа Бируте Дашкявичене.
Ее поддержала председатель Конфедерации профсоюзов Литвы Инга Ругинене: «В прошлом году сотрудники заработали более 69 миллионов евро прибыли для акционеров компании, но сами остались "за бортом". Решение о забастовке — нелегкое решение, и оно никогда не принимается в одиночку руководством профсоюзов. Зная, что сотрудники в Литве обычно довольно терпеливы, то, что они прибегают к таким крайностям, означает превышение всех границ».
Голосование по забастовке проводилось на заводе со 2 по 9 декабря. Для ее проведения, согласно нормам трудового законодательства, необходимо согласие 25% членов профсоюзов.
После подсчета бюллетеней выяснилось, что готовность бастовать у сотрудников Achemа гораздо выше: инициативу поддержал 81% членов профсоюзов, то есть около 30% всех граждан Литвы, трудоустроенных на заводе.
«Этот результат ясно показывает, что сотрудники устали от неправомерных действий руководства Achema в течение нескольких лет, невыполнения обещаний и затягивания коллективных переговоров», — заявила Бируте Дашкявичене.
Но вопрос о проведении самой забастовки повис в воздухе. Профсоюзный совет перенес его на следующий год в надежде на то, что руководство предприятия в лице генерального директора Рамунаса Миляускаса испугается и пойдет на уступки.
Миляускас, в свою очередь, не видит причин для дестабилизации работы завода. По его словам, условия предыдущего трудового договора были перенесены в программу лояльности и дополнительных льгот, заработная плата росла и в 2020, и в 2021 годах, стабильно выплачиваются премии.
Торги между «бунтовщиками» и менеджментом Achema продолжались еще примерно полтора месяца. Только 28 января Дашкявичене сообщила, что забастовка будет: «Профсоюз сделал все возможное, чтобы договориться с представителями компании по-хорошему. Но ни доводы, ни анализ ситуации, ни пикеты, ни призывы придерживаться данных обещаний ни к чему не приводят уже несколько лет. Коллективный договор не подписан, информация скрывается, нет недостатка в различных нарушениях, в том, как не считаются с работниками».
Видимо, чашу терпения заводчан переполнила новая система оплаты труда, которую работодатель в одностороннем порядке принял в конце января.
Но действовать она будет «задним числом». Сотрудники Achema взяли в руки калькуляторы и обнаружили, что некоторые из них за первый месяц года получат на 100 с лишним евро меньше, чем получали ранее. Дашкявичене обращает внимание на еще один неприятный момент: Achema Group отчитывалась об увеличении чистой прибыли, но годовые премии работники почему-то не получили.
У Миляускаса и компании остается чуть больше недели, чтобы выполнить требования профсоюза: подписать коллективный договор, «привязать» к нему систему оплаты труда и так далее. Если этого не произойдет, Achema рискует войти в историю постсоветской Литвы как первое частное предприятие, на котором провели забастовку.
Следует отметить, что именно этот завод, будучи крупнейшим клиентом СПГ-терминала в Клайпеде, платит самый большой налог на его содержание.
Уже много лет Achema безуспешно пытается скинуть с себя бремя
«Achema внимательно взвешивает возможности дальнейшей деятельности и корректирует производственную корзинку своих продуктов. Из-за сложившихся в настоящее время непростых условий на рынке было принято решение после завершения планового ремонта временно не запускать один из аммиачных цехов», — сообщал Миляускас.
В защиту руководства компании можно сказать, что сейчас она действительно находится в непростом финансовом положении.
При нынешнем уровне цен на газ производство азотных удобрений становится нерентабельным. И ни один эксперт не может спрогнозировать, сколько будет стоить голубое топливо через два месяца, полгода, год.
Если верить сотрудникам Achema, их забастовку поддерживают влиятельные международные организации — IndustriAllEurope и Европейская федерация профсоюзов общественного обслуживания. Сюда же, вероятно, стоит добавить и администрацию Александра Лукашенко. Если учесть, что Литва на уровне первых лиц государства поддерживала протесты в Беларуси (в том числе забастовки), Батька с удовольствием полюбуется на бастующих литовских рабочих. Как говорится, не рой другому яму…
За ситуацией на заводе Achema будет пристально следить и правительство Ингриды Шимоните. Дело в том, что опасность забастовок в Литве существует не на отдельно взятом предприятии.
К примеру, не так давно (в октябре прошлого года) аналогичное решение принял профсоюз работников «Вильнюсского общественного транспорта». Тем временем в Клайпеде работники АО Klaipėdos jūrų krovinių kompanija проводят акции протеста против низких зарплат.
«Два года мы просили повысить зарплаты, а в декабре прошлого года от отчаяния написали резкое письмо руководству, в котором говорили о необходимости поднять зарплаты от 20 до 25 процентов. А выросли они в среднем на 4–6 процентов, но без переговоров, без согласования, хотя коллективный договор обязывает это сделать», — жалуется председатель профсоюза докеров Ромас Ляуданскис.
Впрочем, для Клайпедского порта трудные времена только начинаются.
С 1 февраля Литва отказывается от транзита продукции «Беларуськалия» — это основной источник доходов ее портовиков и железнодорожников.
Так что нетрудно догадаться, на каких литовских предприятиях вслед за Achema могут объявить забастовку.