Эстония «проштрафилась»: СМИ вскрыли нелегальную схему транзита грузов из Беларуси
Алексей Ильяшевич
Беларусь использует нелегальные схемы транзита нефтепродуктов через Эстонию. Об этом пишет газета Eesti Paevaleht со ссылкой на собственное журналистское расследование. Если верить изданию, главным инструментом махинаций является подмена товарных кодов. Как бы то ни было, факт остается фактом: Лукашенко продолжает активно использовать Таллин как морские ворота для экспорта нефтепродуктов.
«Торговля Беларуси со странами Балтии в прошлом году выросла до рекордного уровня. Безусловно, больше всего в этих данных выделяется именно Эстония, которая в прошлом году импортировала белорусских нефтепродуктов почти в три раза больше, чем годом ранее. При этом в Эстонию поступала треть белорусской нефти, которая раньше направлялась в латвийские порты», — пишет эстонская газета Eesti Paevaleht.
Плодом ее совместной работы с изданиями Re:Baltica и «Белсат» стало расследование, которое активно цитируют даже зарубежные СМИ. Если верить журналистам, транзит белорусских грузов по прибалтийской республике происходит через сеть компаний, которые связаны с попавшим под санкции бизнесменом Николаем Воробьем.
Кроме того, «в игре есть обман с товарным кодом», который «позволяет белорусским нефтяным вагонам катиться по эстонским железным дорогам, не опасаясь санкций».
Информация о том, что Эстония успешно сотрудничает с Беларусью в сфере торговли, сама по себе не нова.
Уже к октябрю прошлого года прибалтийская республика превысила рекордные объемы импорта белорусских товаров.
Большинство из них (речь идет прежде всего о тяжелых нефтепродуктах) шли транзитом в другие страны. В правительстве Эстонии спокойно отреагировали на эту информацию. «Сейчас у Министерства иностранных дел нет оснований полагать, что эстонское государственное предприятие или компетентные учреждения нарушили установленные санкции. Если ограничения станут более точными или изменятся, их соблюдение, конечно, следует пересмотреть. (…) Движение товаров контролируют таможня Латвии и налогово-таможенный департамент Эстонии, а перевозчики товаров проверили соответствие товаров санкционным спискам и нарушений не обнаружили», — заявила представитель МИД Эстонии Кристина Отс.
В самом деле, действующий санкционный режим против Беларуси позволяет Таллину не только сохранить, но и увеличить транзит грузов из «последней диктатуры Европы». Регламент Совета ЕС 2021/1030 от 24 июня 2021 года предполагает запрет на перевозку нефтепродуктов белорусского происхождения. Но данный пункт не распространяется на контракты, которые были заключены до 25 июня 2021 года (в том числе на дополнительные соглашения к этим контрактам).
Если «досанкционные» договоренности эстонских и белорусских компаний позволяют нарастить объемы транзита, то ничего не мешает им воспользоваться этой лазейкой.
Eesti Paevaleht утверждает, что нечистые на руку бизнесмены используют другую схему: нефтепродукты из Беларуси якобы декларируются под свободными от ограничений товарными кодами. «Когда компания NNK объявила о первом тендере на перевозку мазута через порты стран Балтии, количество прибывших в Эстонию товаров с кодом 2707 подскочило с нуля до 150 тысяч тонн в месяц. В Латвии и Литве они по-прежнему на нулевом уровне. (…) В некоторые месяцы в прошлом году доля Эстонии в импорте товаров с этим кодом в ЕС достигала более 99%, а в отдельные месяцы она составляла 100%», — пишет эстонская газета.
Если открыть уже упомянутый регламент Совета ЕС, то можно увидеть, что товары с кодом 2707 действительно не попали в перечень запрещенных к импорту нефтепродуктов. В «черном списке» находятся только коды 2710–2713 и 2715 (нефтяные масла, вазелин, парафиновый воск и другие продукты вторичной перегонки). Правда, этот список касается только импорта в страны — члены Евросоюза.
Когда дело доходит до перевозки (транзита) белорусских нефтепродуктов, никаких исключений из правил Брюссель не предусмотрел.
В статье 1h написано черным по белому: «Запрещается перевозить нефтепродукты, если они происходят из Беларуси или экспортируются из Беларуси в любую другую страну». То есть речь идет обо всех нефтепродуктах в принципе. Текст официального документа ЕС указывает на то, что никакой лазейки для товаров с кодом 2707 у Эстонии нет. Основанием для их транзита могут являться только контракты, заключенные до введения санкций. Другой вариант — импорт и реэкспорт продукции с кодом 2707.
«Если договоры заключены до этой даты (25 июня 2021 года — прим. RuBaltic.Ru), они могут продолжаться, и на такой бизнес санкции не распространяются. В случае санкций, введенных в определенных областях, важно следить, перечислены ли продукты и группы товаров в приложении к постановлению ЕС в качестве разрешенных товаров, и проверять товарные коды», — заявляла Кристина Отс.
Стоит обратить внимание на еще один важный факт: Эстония не имеет общей границы с Беларусью.
Транзит осуществляется через Латвию, латвийская таможня контролирует движение товаров из Беларуси в Эстонию. Зачем ей покрывать возможные нелегальные схемы транзита с «липовыми» кодами? Для того, чтобы дать возможность заработка портам соседней страны? Да и государственные органы Эстонии вряд ли пропустят подобные махинации. Напротив, они должны проверять белорусскую продукцию особенно тщательно — любые нарушения здесь чреваты громким скандалом.
По законам жанра в ближайшие дни эстонское правительство должно опровергнуть версию о том, что транзит грузов из Беларуси осуществляется с нарушениями санкций ЕС.
Но Лукашенко продолжает активно использовать Таллин как морские ворота для экспорта нефтепродуктов — это непреложный факт.
Даже в Прибалтике абстрактные демократические идеалы не всегда перевешивают конкретную финансовую выгоду. Пока Литва принципиально отказывается перевозить белорусские грузы, Эстония не менее принципиально их перевозит.