Борьба с Лукашенко прикрывает дискриминацию белорусских производителей в Прибалтике
Алексей Ильяшевич
Латвийские производители спиртного просят ограничить ввоз на территорию ЕС алкоголя, произведенного в Беларуси. Тем временем в Литве жалуются на то, что масштабный импорт биотоплива из «последней диктатуры Европы» разбалансировал местный рынок и нанес ущерб отечественным компаниям. Разумеется, о борьбе за права человека в данном случае речь не идет: санкционные механизмы становятся просто ширмой для искусственного ограничения конкуренции и лоббирования чьих-то бизнес-интересов.
В Латвии некий производитель алкоголя обратился сразу в несколько министерств с предложением ограничить импорт и транзит спиртных напитков из Беларуси. Название компании пресса не указывает, зато предельно ясно излагает суть ее претензий: дешевая «диктаторская» продукция в Европе пользуется спросом, создавая конкуренцию местным бизнесменам.
Так, например, в Латвии действует представительство государственного концерна «Белгоспищепром», который управляет алкогольным холдингом «Минск Кристалл». Объемы его продаж в прибалтийской республике растут, осенью прошлого года фирма переехала на новый склад в селе Марупе к юго-западу от Риги. Как такое возможно? По мнению анонимного «стукача», режим Лукашенко просто субсидирует производство спиртных напитков. Алкоголь получается дешевым и вытесняет с рынка конкурирующую латвийскую продукцию.
«Ситуации несопоставимы, потому что в Евросоюзе четко определено, насколько сильной может быть поддержка со стороны Латвии или любой другой страны и в какой момент просто нельзя давать больше денег компаниям. И тем самым создается неравная ситуация. Беларусь должна начать с того, что практически вся ее экономика субсидируется Россией — как природным газом, поставками сырой нефти, так и атомной электростанцией, которая была построена фактически по российским технологиям и с российским кредитом», — жалуется научный сотрудник Латвийского института международной политики.
Звучит как реклама «страны-агрессора». Благодаря конструктивным отношениям с Россией Лукашенко сумел обеспечить своей экономике конкурентные преимущества, которых лишена Прибалтика.
В представлении латвийского бизнеса это, конечно, вопиющая несправедливость. Если у соседа есть дешевые газ, нефть и атомная энергетика, то соседа нужно обложить торговыми ограничениями.
«Статистика Службы государственных доходов показывает, что объем импортируемого из Беларуси алкоголя продолжает расти в течение последних двух лет. Выбрав товары в таможенной системе только с кодом, обозначающим водку, можно увидеть, что в 2020 году в Латвию из Беларуси было ввезено 1 452 000 литров. Но в 2021 году их будет 2 284 000», — пишет издание Nekā personīga. И задается вопросом: можно ли позволять белорусским госкомпаниям наводнять страны ЕС дешевым алкоголем, когда Лукашенко якобы создает «угрозу безопасности в регионе»?
Журналистов, правда, не смущает, что неназванный предприниматель «заворачивает» свои претензии в санкционную «упаковку». Если Беларусь действительно ущемляет латвийских производителей алкоголя, то в отношении нее нужно проводить антидемпинговое расследование.
Но сегодня ЕС разрабатывает принципиально иные санкции против Беларуси — они являются инструментом борьбы за «свободу», «демократию» и «права человека». При чем здесь интересы отдельно взятых бизнесменов?
Похожая история разворачивается в Литве. Здесь страдают местные производители биотоплива, которые не выдерживают конкуренции с экспортерами из соседней страны. Их недовольство поддерживает Министерство энергетики: «Мы всегда придерживались позиции, что снижение доли местных производителей на литовском рынке не отвечает интересам потребителей тепла. Мы не можем допустить, чтобы цена на тепло в Литве зависела от решений правительства Беларуси».
Резонный вопрос: каким образом импорт дешевых энергоресурсов может «не отвечать интересам потребителей»? Это утверждение сумеет оспорить любой школьник, знакомый с азами экономики.
По данным того же Министерства, в 2019–2021 годах на долю Беларуси приходилось от 30 до 40% литовского импорта биотоплива. То есть Лукашенко при всем желании не сможет «подмять» под себя этот рынок — у него нет монополии.
Есть лишь возможность предлагать литовцам древесные гранулы и пеллеты по более «демократичным» ценам, чем у других поставщиков.
«Когда в Литву массово завозили белорусскую продукцию, наши предприятия разорялись, распродавали оборудование и просто оставляли гнить в лесу так называемое "зеленое золото", из которого делают щепу, пригодную для биотопливных котлов», — комментирует директор Ассоциации частных лесовладельцев Литвы Айдас Пиворюнас.
Казалось бы, вполне рыночная ситуация. Одни производители разоряются, другие выходят «в дамки», конкуренция способствует снижению цен. Но в случае с Беларусью у проигравших появился козырь в рукаве. Теперь они могут доказывать, что импорт товаров из «последней диктатуры Европы» чуть ли не подрывает национальную безопасность Литвы.
В прошлом году правительство республики уже рассматривало вопрос ограничения закупок биотоплива из третьих стран. Производителям тепла хотели установить верхнюю планку импорта на уровне 20%. Причем авторы инициативы использовали ту же антилукашенковскую риторику: дескать, цена на тепло не должна зависеть от политических решений иностранных государств. Особенно если этими государствами управляют «диктаторы»…
Еще пару лет назад конкуренты белорусских производителей в Прибалтике могли разве что проклинать вселенскую несправедливость. А потом Лукашенко превратился во врага всего западного мира.
Почему бы не воспользоваться этим для искусственного ограничения импорта товаров из Беларуси в целях личного обогащения?
Ширма борьбы за «демократию» прикрывает не только политические интересы прибалтийских элит, которые ищут способы самоутвердиться на внешней арене. В этой мутной воде ловят рыбу и представители бизнеса. Причем делают это открыто.