Литовские компании пытаются обойти неофициальные торговые ограничения со стороны Китая, отправляя свою продукцию на экспорт через порты соседних стран. Об этом заявил президент Ассоциации морских перевалочных компаний и глава Клайпедского контейнерного терминала Вайдотас Шилейка. По всей видимости, отдельный удар Китай решил нанести по транзитной отрасли Литвы. Эти меры будут не смертельными, зато усилят эффект от ухода из Клайпеды белорусских удобрений.
Литва завершает 2021 год в состоянии окопной торговой войны с Китаем. Серьезных потерь она пока не понесла, но и поводов для оптимизма у местного бизнеса не наблюдается.
«В основном вся продукция стоит. Экспорт из Литвы в Китай остановился», — констатирует президент Литовской конфедерации промышленников (ЛКП) Видмантас Янулявичюс. По его словам, просочиться на рынок КНР удается лишь немногим технологическим компаниям.
Возвращение Литвы в китайскую таможенную систему, из которой она исчезла буквально на несколько дней, на ситуацию не повлияло. Поставщики из прибалтийской республики в Поднебесной теперь могут заполнять декларации, но проблемы возникают на этапе их подтверждения.
Вероятно, негласные рекомендации свернуть торговлю с Литвой получили даже владельцы розничных торговых сетей Китая.
Они, к примеру, отказываются от «нежелательных» марок пива. «Не принимают в тех магазинах, которые раньше принимали, говорят: "Нет, больше его не будет, оно литовское". Дистрибьюторам, которые везут в сети, говорят: "Литовских товаров не будет, везите в Тайвань". (…) Ни один из крупных литовских производителей туда не попадает», — сокрушается президент Литовской гильдии пивоваров Саулюс Галадаускас.
Конечно, власти республики могли этого ожидать. И даже заранее предупредили, что «проблемы индейцев шерифа не волнуют»: макроэкономический эффект от ограничений на поставки литовских товаров в Китай будет мизерным.
Речь идет о 300 миллионах долларов в год. Пострадавшие пускай ищут новые рынки сбыта. Зря, что ли, министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис договаривался о заемных гарантиях Экспортно-импортного банка США?
Но китайская санкционная дубинка оказалась намного тяжелее, чем выглядит на первый взгляд.
Аналитический портал RuBaltic.Ru уже писал, что Пекин решил наказать Вильнюс в американском стиле. С одной стороны, он препятствует экспорту промышленных товаров, которые используются на литовских заводах. С другой стороны, Китай пресекает импорт продукции, которая содержит какие-либо детали литовского производства.
На этом сюрпризы не закончились. Еще пару месяцев назад Литва надеялась «присосаться» к новому торгово-логистическому центру (ТЛЦ) в Калининградской области, который «заточен» на перегрузку китайских товаров. «Большая часть китайского потока и так следует транзитом через Литву в Калининград. Поскольку увеличиваются потоки из Азии, естественным образом открываются дополнительные возможности и для нас, ведь мы являемся частью этого пути», — заявил директор по коммуникациям «Литовской железной дороги» Мантас Дубаускас.
Теперь президент Ассоциации морских перевалочных компаний и глава Клайпедского контейнерного терминала Вайдотас Шилейка говорит, что на этих планах можно поставить крест.
Китайские экспортеры больше не хотят использовать Литву в качестве транзитной территории.
Калининграду, кстати, это тоже не сулит ничего хорошего.
Наконец, еще одной жертвой торговой войны Литвы и Китая может стать Клайпедский порт. Шилейка утверждает, что местные производители начинают перебираться в морские гавани соседних государств — Латвии и Польши. В северной части Литвы пользоваться услугами порта Риги считается нормальной практикой. Но в последнее время латвийская столица оттягивает на себя все больше грузов, которые ранее шли через Клайпеду. С помощью этого маршрута литовские экспортеры пытаются обойти неформальные санкции Китая.
«Также есть признаки того, что импортеры грузов тоже пытаются искать альтернативные порты, — делится своими наблюдениями Шилейка. — Для импорта из Китая в Литву они указывают латвийскую Ригу как последний порт разгрузки».
Поскольку Китай не афиширует свою санкционную деятельность в отношении Литвы, целостной картины мы пока не видим.
Но комментарии Вайдотаса Шилейки указывают на то, что отдельный удар Поднебесная решила нанести по Клайпедскому порту.
Тем счастливчикам, которых еще не выставили с китайского рынка, предложено экспортировать свою продукцию через Польшу и Латвию. С импортом — то же самое. Частично поставки заблокированы, а то, что еще можно получить, будьте добры получать в Риге.
Автоматически перед Литвой появляется еще одна неочевидная, но вполне конкретная угроза. Здешние политики почему-то думают, что у компаний, которые ориентировались на торговлю с Китаем, нет другого выхода, кроме как искать новые рынки сбыта. Хотя альтернатива все же есть. Некоторые фирмы могут просто перенести свой бизнес в соседние страны. Шилейка не исключает, что это возможно.
Нанести смертельный удар по Клайпедскому порту китайцы, конечно, не в силах. Зато их неформальные санкции усилят негативные последствия, связанные с отказом Литвы от транзита белорусских удобрений.
Можно не сомневаться, что в новом году это произойдет (пути к отступлению у правительства Ингриды Шимоните отрезаны). Сам по себе развод с «Беларуськалием» будет стоить Литве сотни миллионов евро в год, не говоря уже о компенсациях, которые Минск будет требовать за безосновательный разрыв контракта.
По подсчетам Шилейки, из-за конфликта с Китаем и Беларусью Клайпедский порт может потерять до 40% грузооборота. При этом 26% грузов приходится на долю «диктаторских» удобрений. Еще 4% — на другие белорусские товары. Выходит, остальные 10% господин Шилейка списывает на потери, связанные с экономическим давлением Китая.
Это миллионы тонн грузов, которые Клайпедскому порту в 2022 году явно не помешали бы.
Из-за скандала с «Беларуськалием» сфера транзита превращается в больное место Литвы. Китай сделает так, что будет еще больнее.