Враждебная политика Литвы по отношению к Китаю вызывает все больше проблем у литовского бизнеса. Вслед за литовскими экспортерами проблемы начались у литовских импортеров: предприниматели жалуются, что не могут получить заказанные в Китае товары. Литовские политики жалуются, что Пекин угрожает закрыть вход на китайский рынок любым иностранным компаниям, которые будут сотрудничать с Литвой. Очевидно, что КНР взялась за Вильнюс всерьез и отвечает демонстративно враждебному курсу Литвы своим демонстративным курсом, суть которого — экономически уничтожить моську, которая посмела тявкать на Срединную империю.
«Литовские компании, работающие в сфере логистики, которые всегда возили грузы через Клайпеду, меня удивили — две недели назад прислали предложение с перевозками через Рижский порт. Я сейчас понял, почему. Мы только сегодня утром узнали, а другие уже давно так планируют. Я опасаюсь заторов в Риге; неясно, что будет, если вся Литва через Ригу поедет», — рассказывает литовский бизнесмен, который 20 лет возит китайские товары в Литву.
Выбор Рижского порта вместо Клайпеды связан с тем, что перевозчики боятся указывать страной назначения товара Литву: китайская таможня, увидев, что продукция КНР предназначается для Литвы, без объяснения причин задерживает груз на границе.
«Надо начать говорить о весеннем сезоне, вчера мы как раз оплатили депозит — 10 тысяч долларов за один контейнер. За второй планировали перевести деньги позже. Но тут поступила информация: "После проверки, проведенной с логистической компанией, мы не можем завершить заполнение таможенной декларации. Мы не можем сейчас выслать товары в Литву, проинформируем, когда ситуация улучшится"», — жалуется предприниматель.
Парой недель ранее литовские компании столкнулись с куда более серьезной проблемой. Литва вдруг исчезла из системы китайской таможенного оформления. Была такая страна — и нет ее больше. Соответственно, как можно ввезти в Китайскую народную республику продукцию, произведенную в стране, которой не существует?
Тогда проблема разрешилась в течение нескольких дней. Литва вернулась в таможенный реестр КНР так же неожиданно, как исчезла. Почему исчезла, почему вернули — никаких объяснений на этот счет китайцы не дали. Их таможенный реестр — их дело. Как убрали, так и вернули. Как вернули, так и опять уберут.
Ни у кого, впрочем, не возникло вопросов, почему вдруг у литовских предпринимателей начались сложности с китайской таможней. Всем и так ясно.
Литовский бизнес испытывает хронические проблемы в работе с Китаем с того времени, как окончательно оформился враждебный внешнеполитический курс Вильнюса по отношению к КНР.
Уже летом литовские производители начали жаловаться, что сотрудничество с китайскими партнерами дается им все сложнее. Китайцы не идут на подписание контрактов с гражданами Литвы, не хотят покупать их продукцию. Над ними довлеет понимание, что они ведут дела с гражданами враждебного КНР государства, а в Китае такое не может приветствоваться.
Исчезновение Литвы из системы таможенного оформления КНР можно считать «последним китайским предупреждением» Вильнюсу. Пересмотрите свою политику по отношению к нашей стране, иначе в следующий раз Литва в таможенный реестр Китайской народной республики уже не вернется.
В Вильнюсе прозрачным китайским намеком пренебрегли. После возвращения в таможенную систему КНР Литва объявила о дипломатическом бойкоте
И вот уже литовские политики жалуются, что Пекин угрожает закрыть вход на китайский рынок любым иностранным компаниям, которые будут сотрудничать с Литвой.
«[Китай] Направляет транснациональным корпорациям сообщения о том, что если они будут использовать комплектующие и материалы из Литвы, то больше не смогут продавать товары на китайском рынке», — поделился информацией заместитель министра иностранных дел Литвы Мантас Адоменас.
Может ли Пекин настолько повысить ставки и в самом деле закрывать доступ на самый большой рынок мира для компаний, которые сотрудничают с Литвой, инвестируют в Литву? Для ответа надо понимать, что в конфликте Китай уже и так зашел намного дальше, чем от него ожидали, и у него есть причины не останавливаться на достигнутом.
Вильнюс добился того, что литовско-китайский сюжет привлекает к себе пристальное международное внимание. За его развитием следят в Америке, в Европе, России, Азии и так далее вплоть до Австралии и Океании. Всем в этом конфликте по большому счету плевать на Литву, которая ничего из себя не представляет, да и поступает стандартно. Всех интересует Китай, который сейчас активно идет в мир и за которым все наблюдают, как он себя будет вести.
Диспозиция такова. Есть маленькая, но злобная восточноевропейская собачонка, которая за 30 лет на международной арене сделала своей политической специализацией безнаказанное облаивание других для привлечения внимания и поддержки западных союзников-покровителей. В случае с Китаем литовские власти даже не скрывают, что затеяли его облаивание с поддержкой Тайваня и «геноцидом уйгуров», чтобы вернуть Литве внимание США.
И есть страна с потенциалом нового глобального лидера, от которой ждут, какие правила предложит эта страна в международной политике.
Если за конфликтом с Литвой сейчас следят во всем мире, то в интересах Пекина продемонстрировать всем, что безнаказанно лаять на Поднебесную не дано никому, и всякий, кто выберет своей политикой враждебность к Китаю, жестоко пожалеет об этом.
Поэтому литовцев будут бить. Аккуратно, но сильно. «Литву, в моем понимании, решили превратить в образцовую боксерскую грушу, как страну, которую не жалко и с которой можно спокойно рвать любые отношения», — пишет российский китаист, директор Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) Высшей школы экономики Василий Кашин.
Так что для Вильнюса самые радикальные прогнозы не будут сейчас невозможными. Превращение Литвы в табуированную зону для международных инвесторов, деградация спроса на литовскую продукцию на мировом рынке, превращение литовских предпринимателей в нежелательных партнеров для внешнеэкономической деятельности.
У Китая хватает ресурсов и влияния в мире, чтобы удушить Литву экономически, и у него есть все стимулы этим заняться.
В Вильнюсе даже сейчас еще до конца не поняли, на кого они нарвались, когда по привычке решили немного полаять.