«Мы с Америкой»: власти Литвы требуют от бизнеса закрыть белорусский транзит
Алексей Ильяшевич
Генеральная лицензия, которую Минфин США выдал своим компаниям для сворачивания сделок с «Беларуськалием», официально заканчивается 8 декабря. До сих пор непонятно, будет ли Литва выполнять эти санкции. Министр иностранных дел прибалтийской республики Габриэлюс Ландсбергис подтвердил, что Вашингтон не требует от иностранных субъектов разрывать контракты на транзит белорусских удобрений. Но правящие консерваторы все равно требуют это сделать в знак солидарности с США.
Накануне 8 декабря многие топ-чиновники Литвы высказали свое мнение по поводу американских санкций против «Беларуськалия» и возможности их применения на территории Прибалтики.
Например, министр транспорта и коммуникаций Марюс Скуодис отметил, что «по санкциям США ведется много дискуссий». Примерно то же самое сказала глава правительства Ингрида Шимоните.
Свои пространные рассуждения она умудрилась сопроводить фейком, на который мало кто обратил внимание. «У санкций США есть некоторые особенности, потому что, в отличие от санкций Европейского Союза, которые являются привычными для нас, которые согласуются ведомствами ЕС и санкционируют компанию, а не продукт, есть такие юридические нюансы, которые необходимо сначала полностью прояснить», — заявила Шимоните.
Доводим до сведения премьер-министра Литвы, что санкции ЕС против «Беларуськалия» санкционируют как раз продукт.
Причем не всю продукцию предприятия, а лишь определенные разновидности (в частности калий с содержанием полезного вещества менее 40% и более 62%). В правительственном бюллетене Европейского союза от 24 июня 2021 года можно найти полный список удобрений, которые запрещено импортировать странам — членам содружества. Слово «Беларуськалий» в этом документе не упоминается ни разу.
А вот санкции США, напротив, введены конкретно против «Беларуськалия». До 8 декабря 2021 года американским лицам предоставили время для сворачивания сделок с этим предприятием.
Европейские санкции — против продукта, американские санкции — против компании. У Шимоните почему-то все наоборот.
Видимо, найти и прочитать два документа, которые выложены в открытым доступе, для правительства современной европейской страны оказалось непосильной задачей.
С такими «профессионалами» на государственной службе Литва не пропадет...
Еще один «гигант мысли» — министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис — подтвердил, что «прямого юридического обязательства проводить в жизнь введенные из Америки санкции не возникает». Аналитический портал RuBaltic.Ru писал об этом сразу после того, как поползли слухи о скором уходе «Беларуськалия» из Клайпедского порта.
Ситуация прояснилась окончательно, когда гендиректор «Литовской железной дороги» (ЛЖД) Мантас Бартушка получил разъяснения Минфина США: «В ходе беседы нам дали заверения и разъяснения, что в нынешнем объеме санкций, если американские субъекты не участвуют в цепочке поставок, санкции не действуют».
И все же, по словам Ландсбергиса, у государства есть возможность «в рамках своей компетенции искать выход, как услышать приглашение стратегических партнеров к солидарности».
В переводе с языка дипломатии это значит, что «Беларуськалию» готовят судьбу санатория «Беларусь» в литовском городе Друскининкай, который ранее попадал под санкции Евросоюза. Формально финансовую блокаду этого учреждения организовал шведский Swedbank, реально инициатива исходила от властей страны.
Иначе как объяснить тот факт, что аналогичный белорусский санаторий в Латвии под санкции не попал?
«Мы ведь обращались в другие банки, интересовались возможностью открыть в них счета. Это SEB Bankas, Medicinos Bankas и прочие. Все они нам отказали, ссылаясь на необходимость получить разъяснения в соответствующих руководящих структурах Литовской Республики по нашей ситуации. Непонятной ситуации», — рассказывал главврач санатория «Беларусь» Илья Епифанов.
В общем, схема уже отработана. Если какой-то банк в Литве не побоится американских санкций против «Беларуськалия» (а бояться ему, в принципе, не надо), то «ландсбергисты» с ним поработают.
Натравят на него проверяющие органы, организуют ему проблемы с арендой помещений, заберут важных клиентов. И тогда банк наверняка захочет «добровольно» выполнять американские санкции.
Неважно, о каком банке идет речь — норвежском, шведском или немецком. Его литовское отделение все равно работает в Литве, и государство легко может перекрыть ему кислород.
Солидарность с Соединенными Штатами — она такая! Кто не солидарен, тому придется туго.
«Каждый участвующий в цепочке поставок юридический субъект должен определиться, будет он заключать сделки или нет. По сути, проведение санкций в жизнь зависит от решения самого субъекта», — говорит Ландсбергис. Но правящие в Литве консерваторы, конечно, помогут субъектам принять «правильное» решение.
Это касается не только банков — есть еще государственная железная дорога и Клайпедский порт. Со всеми участниками логистической цепочки, по которой осуществляется транзит белорусских удобрений, МИД наверняка проведет разъяснительные беседы.
Впору создавать в Литве аналог идеологического отдела ЦК КПСС. Работы у него — непочатый край!
«Накануне введения крупнейших санкций США в отношении преступного режима Лукашенко члены Комитета Сейма по иностранным делам большинством голосов сделали однозначное заявление: мы c Америкой. Мы должны немедленно остановить транзит удобрений в знак солидарности с США, которые защищают нашу свободу и свободу наших соседей и белорусов», — говорит председатель парламентского комитета Литвы по иностранным делам Жигимантас Павиленис.
Ситуация просто анекдотичная. Сначала министр транспорта и коммуникаций Литвы раструбил, что в декабре транзит белорусских удобрений остановится. Потом выяснилось, что для остановки транзита нет никаких юридических оснований.
Но представители правящей партии все равно стоят на своем: нужно прогнать «Беларуськалий» из Клайпедского порта! Если в Америке кто-то чихнул, в Литве должны сказать: «Будьте здоровы».
Даст Бог, Америка услышит и скажет в ответ пару ласковых слов. Услужливого лакея ни о чем просить не надо — он сам знает, чего ждет господин.