Европа не покупает: Молдова просит свободного доступа продукции в Россию
Илья Киселев
Скандал с невыплаченным Молдовой вовремя платежом за российский газ показал, что даже в находящейся под внешним управлением Запада стране обеспечение ее жизненных потребностей невозможно без взаимодействия с Российской Федерацией. Это касается не только обеспечения энергоресурсами, но и свободного экспорта молдавской продукции в Россию и другие страны ЕАЭС, несмотря на Договор об ассоциации с Евросоюзом, распиаренный в свое время как панацея для спасения экономики Молдовы. В реальности Соглашение об ассоциации с ЕС принесло Молдове один вред, потому что рынок ЕС так и не смог заменить Россию.
В первую очередь ассоциация с ЕС фактически закрыла для Молдовы самый крупный рынок сбыта — российский — вследствие того, что Российская Федерация была вынуждена ввести таможенные пошлины на молдавские товары, и они стали неконкурентоспособными.
В результате предпосылки для устойчивого экономического роста у Молдовы так и не появились.
Иначе и быть не могло, если учесть, что проевропейские власти Молдовы просто не имеют санкции западных кураторов на экономическое сотрудничество с Россией, а только на политические заявления и акции, направленные на ухудшение отношений с Российской Федерацией.
При этом у большинства высокопоставленных прозападных функционеров и политических деятелей, похоже, напрочь отсутствует понимание того, что любое производство имеет смысл лишь тогда, когда есть кому продать произведенное с рентабельностью, обеспечивающей расширенное воспроизводство.
К тому же на западном и восточном рынках востребованы во многом различные группы товаров. Наукоемкие и высокотехнологичные изделия, продукция животноводства, овощи, фрукты и продукты их переработки, как правило, в ЕС неконкурентоспособны. Да и в жесткие сертификационные требования ЕС молдавская продукция не вписывается.
Все это можно было продавать на Восток, прежде всего в Россию, однако Россия после «европейского выбора» Молдовы от молдавского экспорта закрылась.
В торговле с ЕС и РФ фигурируют различные группы товаров. Основной статьей экспорта в ЕС стала продукция, изготовленная из давальческого сырья по документации европейских заказчиков. В последние годы особенно бурный рост получило производство комплектов электропроводки к автомобилям и стульев. Второй по значимости статьей экспорта становится отгрузка примитивного сырья, например, пшеницы, ячменя, кукурузы, подсолнечника, рапса, орехов, причем в быстро растущих объемах.
При этом два наиболее весомых вида переработанного сельскохозяйственного сырья — масло подсолнечное и соки плодоовощные — в денежном выражении кардинально сократились.
Никаких реальных перспектив нет и в экспорте в ЕС продуктов животноводства.
Требования к мясу и другим продуктам животноводства в ЕС настолько высоки, что молдавские производители не могут обеспечить соответствующий контроль качества. Это требует больших инвестиций, которые не могут оправдать себя вследствие маленьких импортных квот, выделенных ЕС.
Кроме этого, кардинально изменились объемы и структура импорта в Молдову западной продукции, которая вследствие высоких субсидий, получаемых европейскими фермерами, имеет гораздо более высокую конкурентоспособность.
Поэтому вполне естественно, что открытие рынка для западных товаров сильно ударило по молдавским производителям.
Так, по сравнению с 2013 годом европейский импорт свинины в 2018 году вырос в 1,6 раза: до 12,8 миллиона долларов; мяса птицы — в 2 раза: до 7,8 миллиона долларов; молочной продукции — в 1,4 раза: до 23,8 миллиона долларов; семян кукурузы — в 2,3 раза: до 11,7 миллиона долларов; семян подсолнечника — в 3,5 раза: до 23,5 миллиона долларов; сахара — в 3,5 раза: до 5,4 миллиона долларов; пива — в 4,5 раза: до 6,7 миллиона долларов.
Ситуация усугубилась также и потому, что согласно договору об Ассоциации с ЕС Молдова приняла на себя обязательства по поэтапному обнулению таможенных пошлин на товары из Евросоюза. Реализация соглашения была запущена уже с сентября того же 2014 года.
В частности, на 90 процентов наименований товаров были обнулены импортные пошлины. А на оставшиеся 10 процентов Молдова обязалась их аннулировать равными долями, начиная с этой же даты по трем группам: в течение трех, пяти и десяти лет.
Фактически Молдова полностью открыла свой рынок для западных товаров.
Еще одно интересное последствие обнуления импортных пошлин и роста доли импортных товаров на внутреннем рынке Молдовы заключается в том, что этот процесс включил своеобразный «финансовый пылесос», который возвращает деньги, присылаемые молдавскими чернорабочими из Европы, обратно в ЕС.
В результате Евросоюз, получив дешевую рабочую силу из Молдовы, в то же время возвращает обратно значительную часть финансов. С чем же остается сама Молдова? Ни с чем.
Да, определенные квоты на импорт в Евросоюз появились, но они и минимально не приблизились к тем объемам сельхозпродукции, вин и консервации, которые страна до этого экспортировала на Восток. Тем более что стандарты ЕС касались не только качества самой продукции, но и упаковки, логистики. Это, в свою очередь, требовало от молдавских производителей повышенных затрат и серьезных капиталовложений, которые далеко не все могут себе позволить.
Квоты, предусмотренные ЕС, никак не могли компенсировать потери того огромного рынка сбыта, который еще с советских времен был открыт для молдавских товаров.
На этом рынке, прежде всего в Российской Федерации, прекрасно знали производимые в Молдове вино, овощи и фрукты, плодоовощные консервы. Со временем этот рынок оказался недосягаем для молдавских производителей, а место их товаров заняли фрукты из Средней Азии и вина из Чили, ЮАР или Новой Зеландии. Возврат на этот рынок стал жизненно необходим для сохранения суверенной экономики.
Однако Россия и другие страны ЕАЭС были вынуждены ввести таможенные пошлины на продукцию и товары, экспортируемые из Молдовы в эти страны. Это была прогнозируемая и разумная мера, которая ставила преграды на пути реэкспорта через Молдову товаров, производимых в ЕС.
При этом главными пострадавшими от этой меры становились молдавские производители, чей экспорт был нацелен в первую очередь на восточное направление.
В этой ситуации разблокирование экспорта молдавской продукции в восточном направлении стало жизненно необходимой задачей. Прорыв в этом вопросе был достигнут во время президентства Игоря Додона, который лично им занялся.
Именно действия Додона по нормализации торгово-экономических отношений между двумя странами привели к тому, что Молдова получила статус страны-наблюдателя в ЕАЭС, и в Кишиневе в сентябре 2018 года прошел молдавско-российский экономический форум, в ходе которого страну посетила большая группа представителей крупного российского бизнеса.
Главным итогом усилий, предпринятых Игорем Додоном, стала отмена импортных пошлин на молдавские товары со стороны Российской Федерации. Правительство РФ с 1 января по 30 июня 2019 года отменило пошлины на импорт в Россию молдавских овощей, фруктов, фруктовых и овощных консервов, винограда и продуктов виноделия. Это решение российской стороны стало результатом его многочисленных встреч с российскими официальными лицами и президентом России Владимиром Путиным.
Победа на президентских выборах 2020 года лидера проевропейской PAS Майи Санду и партии PAS на парламентских выборах в 2021 году кардинально изменили ситуацию в этой области. Явная и открыто декларируемая ориентация на Запад и ручной режим управления нынешней властью обусловили длительную паузу во взаимодействии между Кишиневом и Москвой.
Как следствие этого с 1 апреля в Российской Федерации перестала действовать нулевая пошлина на ввоз ряда продовольственных товаров из Молдовы.
Это событие было полностью проигнорировано проевропейской властью Молдовы. Тем не менее необходимость заключения нового договора на поставку природного газа в Молдову привела к размораживанию ситуации и определенным шагам с молдавской стороны.
Новое руководство Молдовы перестало игнорировать тяжелейшую экономическую ситуацию, в которой оказалась страна. Именно в разгар газового кризиса официальный Кишинев «вспомнил» о том, что существует еще и восточный рынок сбыта молдавской продукции.
И вот тогда, несмотря на заявления Санду о том, что статус Молдовы как страны-наблюдателя в ЕАЭС является спорным и не до конца оформлен, глава государства сделала заявление о том, что для Молдовы необходимо экономическое сотрудничество с Россией.
«Мы не видим преград и считаем, что у нас должен быть свободный доступ экспорта в Россию. По этому вопросу будет работать межправительственная комиссия, я надеюсь, что он будет решен», — заявила Майя Санду.
Прогнозы на восстановление экономического сотрудничества весьма туманны. Слишком уж много недружественных и даже откровенно антироссийских действий совершила нынешняя власть Молдовы.
В силу этого, скорее всего, какие-либо встречные действия со стороны Российской Федерации будут зависеть от определенных условий.
Тем не менее с российской стороны существует готовность продолжать давние традиции сотрудничества с Молдовой.