Экономика Экономика

Польша заставила Украину договориться об автотранспортном «безвизе» с Лукашенко

Верховная рада Украины ратифицировала протокол об автомобильном сообщении с Беларусью, который был подписан в прошлом году. Документ поддержали все без исключения фракции парламента. Таким образом, Киев наплевал на один из главных тезисов белорусской оппозиции: договоренности с «нелегитимной» властью Лукашенко не имеют никакой юридической силы. Примечательно, что на этот шаг Украину толкнула… Польша.

В феврале прошлого года представители Украины и Беларуси договорились внести существенные правки в соглашение о международном автомобильном сообщении от 17 декабря 1992 года. В этом документе говорится, что «перевозки грузов между обоими государствами или транзитом через их территорию» осуществляются «на основании разрешений, которые выдаются компетентными органами Сторон». Подписанный белорусским и украинским министрами протокол упраздняет «разрешительную» систему.

Иными словами, речь идет о полной либерализации международных автотранспортных перевозок (как грузовых, так и пассажирских) с Беларусью.

Аналогичные договоренности Украины заключила только с двумя странами — Швейцарией и Великобританией.

«Отсутствие барьера в виде "дозволов" (разрешений — прим. RuBaltic.Ru) между двумя странами предоставляет новые возможности не только для автомобильных перевозок, но и для развития товарооборота между странами. Перевозчики не будут зависеть от количества разрешений, не будут терять время на их оформление. Это также уменьшит финансовую нагрузку для транспортных компаний», — пояснял тогдашний министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий.

Он также говорил, что украинская сторона не будет затягивать с ратификацией протокола. Но задержка все же произошла.

Только 5 августа прошлого года Кабмин одобрил проект закона «О ратификации Протокола между Правительством Украины и Правительством Республики Беларусь о внесении изменений в Соглашение между Правительством Украины и Правительством Республики Беларусь о международном автомобильном сообщении от 17 декабря 1992 года».

А буквально через несколько дней Лукашенко превратился в изгоя для всего «цивилизованного мира». Видимо, Зе-команда посчитала, что ратифицировать соглашение с белорусскими властями теперь как-то не комильфо…

Протокол отложили в долгий ящик. Казалось бы, там ему и лежать, пока власть в Беларуси не поменяется. Но 5 ноября на пленарной сессии Верховной рады депутаты внезапно голосуют за ратификацию этого протокола!

Причем голосуют совершенно спокойно, без предварительного обсуждения законопроекта и без жарких дискуссий по поводу его содержания.

Автотранспортный «безвиз» с Беларусью поддержал 281 украинский депутат при минимально необходимых 226 голосах. Ни один человек не проголосовал против.

195 голосов дали «слуги народа», еще 86 суммарно собрали все без исключения фракции парламента: «Батькивщина» Юлии Тимошенко, «Европейская солидарность» Петра Порошенко и прочие.

Не будет преувеличением сказать, что ратификация белорусско-украинского соглашения объединила Верховную раду. Она же противоречит одному из главных тезисов «народного лидера» Беларуси Светланы Тихановской: нельзя ни о чем договариваться с «незаконным» режимом, эти договоренности юридически ничтожны. Да, протокол был подписан до переизбрания Лукашенко, но его имплементация в национальное законодательство Украины осуществляется уже после того, как президент Беларуси якобы потерял легитимность.

Тогда почему никто не заявил с трибуны Верховной рады, что это плевок в лицо всем борцам за демократию в Беларуси? Догадаться нетрудно: депутатам наверняка объяснили, что речь идет о деньгах.

Об очень больших деньгах, которые может потерять украинский бизнес (и, следовательно, не поделиться со своей политической обслугой).

О том, почему Украина пошла на этот шаг, подробно рассказал замминистра инфраструктуры Украины Мустафа Найем. Цитата довольно длинная, но ее стоит привести полностью.

«Территория Беларуси — это самый короткий транспортный коридор для украинских перевозчиков на балтийском и скандинавском направлениях: к рынкам Литвы, Латвии, Эстонии и Финляндии. Соответственно, растут товарооборот с этими странами и потребность украинских перевозчиков в белорусских разрешениях. В этом году наши перевозчики исчерпали годовую квоту разрешений Беларуси уже в августе, как следствие — сегодня более 1,6 тысячи украинских перевозчиков оказались фактически отрезанными от рынков Литвы, Латвии, Эстонии и Финляндии и не могут выполнять обязательства по своим контрактам. Соответственно, производители сужают рынки сбыта, и в ближайшей перспективе нас может ожидать значительное сокращение рабочих мест в области грузовых перевозок, которые сейчас уже занимают белорусские и российские перевозчики. Наши потери лишь до конца этого года — 1,5 миллиарда гривен. Это и есть цена сегодняшнего голосования парламента за ратификацию протокола по либерализации международных перевозок с Республикой Беларусь», — пояснил Найем.

Это тот самый журналист, который в ноябре 2013 года призывал украинцев брать хорошее настроение и идти на Майдан. Протестующих в Беларуси он, разумеется, тоже поддержал.

Но с беглых противников Лукашенко много не поимеешь. А здесь все-таки вопрос на миллиарды гривен!

У некоторых читателей может возникнуть вопрос: а зачем украинцам нужна Беларусь, если им открыта дорога на Польшу? На одну причину указал Найем: через Беларусь ехать быстрее и дешевле.

Впрочем, не это главное. Польский коридор для Украины является источником сильной головной боли, поскольку здесь тоже действует «разрешительная» система грузоперевозок.

Варшава не только не собирается ее отменять — она урезала квоты для транспортных компаний из «союзной» Украины.

В 2018 году было выдано 260 тысяч разрешений, а в 2019-м — только 160 тысяч. Бывший министр инфраструктуры Украины Омелян даже собирался жаловаться в Еврокомиссию.

Но его преемник Криклий посмотрел на ситуацию несколько иначе. 20 ноября прошлого года он сообщил о большой «победе»: Украине удалось не допустить дальнейшего уменьшения количества польских разрешений на грузоперевозки! Как было 160 тысяч, так и останется.

По сути, либерализация автотранспортных перевозок между Украиной и Беларусью — заслуга Варшавы.

Именно она заставляет страну победившего Майдана сотрудничать с «последним диктатором Европы», чтобы иметь доступ к рынкам Прибалтики и Скандинавии.

История в лучших традициях Гоголя. «Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?»

Деньги не пахнут: Украина договорилась с "нелегитимным" Лукашенко на миллиарды гривен! © RuBaltic•Ru
Деньги не пахнут: Украина договорилась с "нелегитимным" Лукашенко на миллиарды гривен! © RuBaltic•Ru

Читайте также
4 ноября 2021
Беларусь и Словакия удовлетворили запрос Украины об аварийных поставках электроэнергии. Морозы на Украине еще не начались, а ее энергосистема уже трещит по швам.
3 ноября 2021
С 1 ноября Украина не возобновила импорт электричества из России и Беларуси. Команда президента Владимира Зеленского стоит на пороге полноценной энергоблокады со стороны России, и в этих условиях ей позарез нужна поддержка «нелегитимного» президента Александра Лукашенко. В его праве решать, поможет ли Беларусь соседней стране или преподаст ей поучительный «урок добрососедства».
15 апреля 2021
Член Наблюдательного совета АО «Укрзализныця», литовец Адомас Аудицкас стал фигурантом громкого коррупционного скандала. Национальная полиция Украины подозревает его в организации преступной схемы поставок вагонов из России в обход режима санкций.
8 июня 2020
Инициатива создания единого речного пути между Польшей, Беларусью и Украиной в обход России столкнулась с новой проблемой: уровень воды в украинских реках опустился до рекордно низких значений.