Польша заставила Украину договориться об автотранспортном «безвизе» с Лукашенко
Алексей Ильяшевич
Верховная рада Украины ратифицировала протокол об автомобильном сообщении с Беларусью, который был подписан в прошлом году. Документ поддержали все без исключения фракции парламента. Таким образом, Киев наплевал на один из главных тезисов белорусской оппозиции: договоренности с «нелегитимной» властью Лукашенко не имеют никакой юридической силы. Примечательно, что на этот шаг Украину толкнула… Польша.
В феврале прошлого года представители Украины и Беларуси договорились внести существенные правки в соглашение о международном автомобильном сообщении от 17 декабря 1992 года. В этом документе говорится, что «перевозки грузов между обоими государствами или транзитом через их территорию» осуществляются «на основании разрешений, которые выдаются компетентными органами Сторон». Подписанный белорусским и украинским министрами протокол упраздняет «разрешительную» систему.
Иными словами, речь идет о полной либерализации международных автотранспортных перевозок (как грузовых, так и пассажирских) с Беларусью.
Аналогичные договоренности Украины заключила только с двумя странами — Швейцарией и Великобританией.
«Отсутствие барьера в виде "дозволов" (разрешений — прим. RuBaltic.Ru) между двумя странами предоставляет новые возможности не только для автомобильных перевозок, но и для развития товарооборота между странами. Перевозчики не будут зависеть от количества разрешений, не будут терять время на их оформление. Это также уменьшит финансовую нагрузку для транспортных компаний», — пояснял тогдашний министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий.
Он также говорил, что украинская сторона не будет затягивать с ратификацией протокола. Но задержка все же произошла.
Только 5 августа прошлого года Кабмин одобрил проект закона «О ратификации Протокола между Правительством Украины и Правительством Республики Беларусь о внесении изменений в Соглашение между Правительством Украины и Правительством Республики Беларусь о международном автомобильном сообщении от 17 декабря 1992 года».
А буквально через несколько дней Лукашенко превратился в изгоя для всего «цивилизованного мира». Видимо, Зе-команда посчитала, что ратифицировать соглашение с белорусскими властями теперь как-то не комильфо…
Протокол отложили в долгий ящик. Казалось бы, там ему и лежать, пока власть в Беларуси не поменяется. Но 5 ноября на пленарной сессии Верховной рады депутаты внезапно голосуют за ратификацию этого протокола!
Причем голосуют совершенно спокойно, без предварительного обсуждения законопроекта и без жарких дискуссий по поводу его содержания.
Автотранспортный «безвиз» с Беларусью поддержал 281 украинский депутат при минимально необходимых 226 голосах. Ни один человек не проголосовал против.
195 голосов дали «слуги народа», еще 86 суммарно собрали все без исключения фракции парламента: «Батькивщина» Юлии Тимошенко, «Европейская солидарность» Петра Порошенко и прочие.
Не будет преувеличением сказать, что ратификация белорусско-украинского соглашения объединила Верховную раду. Она же противоречит одному из главных тезисов «народного лидера» Беларуси Светланы Тихановской: нельзя ни о чем договариваться с «незаконным» режимом, эти договоренности юридически ничтожны. Да, протокол был подписан до переизбрания Лукашенко, но его имплементация в национальное законодательство Украины осуществляется уже после того, как президент Беларуси якобы потерял легитимность.
Тогда почему никто не заявил с трибуны Верховной рады, что это плевок в лицо всем борцам за демократию в Беларуси? Догадаться нетрудно: депутатам наверняка объяснили, что речь идет о деньгах.
Об очень больших деньгах, которые может потерять украинский бизнес (и, следовательно, не поделиться со своей политической обслугой).
О том, почему Украина пошла на этот шаг, подробно рассказал замминистра инфраструктуры Украины Мустафа Найем. Цитата довольно длинная, но ее стоит привести полностью.
«Территория Беларуси — это самый короткий транспортный коридор для украинских перевозчиков на балтийском и скандинавском направлениях: к рынкам Литвы, Латвии, Эстонии и Финляндии. Соответственно, растут товарооборот с этими странами и потребность украинских перевозчиков в белорусских разрешениях. В этом году наши перевозчики исчерпали годовую квоту разрешений Беларуси уже в августе, как следствие — сегодня более 1,6 тысячи украинских перевозчиков оказались фактически отрезанными от рынков Литвы, Латвии, Эстонии и Финляндии и не могут выполнять обязательства по своим контрактам. Соответственно, производители сужают рынки сбыта, и в ближайшей перспективе нас может ожидать значительное сокращение рабочих мест в области грузовых перевозок, которые сейчас уже занимают белорусские и российские перевозчики. Наши потери лишь до конца этого года — 1,5 миллиарда гривен. Это и есть цена сегодняшнего голосования парламента за ратификацию протокола по либерализации международных перевозок с Республикой Беларусь», — пояснил Найем.
Это тот самый журналист, который в ноябре 2013 года призывал украинцев брать хорошее настроение и идти на Майдан. Протестующих в Беларуси он, разумеется, тоже поддержал.
Но с беглых противников Лукашенко много не поимеешь. А здесь все-таки вопрос на миллиарды гривен!
У некоторых читателей может возникнуть вопрос: а зачем украинцам нужна Беларусь, если им открыта дорога на Польшу? На одну причину указал Найем: через Беларусь ехать быстрее и дешевле.
Впрочем, не это главное. Польский коридор для Украины является источником сильной головной боли, поскольку здесь тоже действует «разрешительная» система грузоперевозок.
Варшава не только не собирается ее отменять — она урезала квоты для транспортных компаний из «союзной» Украины.
В 2018 году было выдано 260 тысяч разрешений, а в 2019-м — только 160 тысяч. Бывший министр инфраструктуры Украины Омелян даже собирался жаловаться в Еврокомиссию.
Но его преемник Криклий посмотрел на ситуацию несколько иначе. 20 ноября прошлого года он сообщил о большой «победе»: Украине удалось не допустить дальнейшего уменьшения количества польских разрешений на грузоперевозки! Как было 160 тысяч, так и останется.
По сути, либерализация автотранспортных перевозок между Украиной и Беларусью — заслуга Варшавы.
Именно она заставляет страну победившего Майдана сотрудничать с «последним диктатором Европы», чтобы иметь доступ к рынкам Прибалтики и Скандинавии.
История в лучших традициях Гоголя. «Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?»